Из истории моногородов

10-05-2017, 07:30
Фото
Из истории моногородов
Фото Яндекс.Картинки

Моногород, как правило, имеет только одно основное направление деятельности своего (своих) градообразующих предприятий, хотя в последнее время есть тенденция несколько расширять спектр производственных профилей. Такие предприятия – это и крупные заводы, производства, либо сеть относительно небольших фабрик, как, например, в Поднебесной – в моногороде нижнего белья Гурао, продукция которого, в частности, идет на насыщение спроса пользователей интернет-аукциона Таобао.

 

Если взять исторический срез, то в нем будут отчетливо видны прослойки монопоселений: скажем, литейных, кожевенных, гончарных и многих тому подобных. И если изначально такие тематические села и деревни образовывались в подавляющем большинстве стихийно, просто жили люди и занимались своим ремеслом, выгодным в этой местности; то потом экономически оправданным стало действие в точности наоборот – строили вблизи некоего месторождения, например, комбинат, а потом уже к нему подселяли людей-работников.

Так, допустим, сложился под Чикаго один из первых американских моногородов Пульман. В нем делали знаменитые своим качеством на всю Америку пульмановские вагоны, а к производству добавляли и народ. Надо сказать, владелец компании по производству вагонов был в некоторой степени идеалистом и даже романтиком: он хотел создать утопический поселок (вроде Города Солнца Кампанеллы), в котором царила бы идеальная жизнь, были идеальные условия для работы, но, как показало время, это невозможно… Сейчас поселок Пульмана – пригород Чикаго, известный местный исторический памятник той эпохи.

 

Возвращаясь к Поднебесной, нельзя не вспомнить об идеальной структуре легендарного городка Фоксконн, где изготавливают детали и комплектующие для электроники таких марок, как Apple, Sony, Nokia и прочих именитых грандов, гигантов.

 

Площадь городка составляет всего лишь три квадратных километра. Территория обнесена высоким забором и таким образом полностью изолирована от внешнего мира; все работники, а их более четырехсот тысяч, практически все свое время проводят внутри поселения, не выходя "на волю". Все необходимое для жизни, работы и отдыха есть внутри этого забора. Такая обособленность не могла не сказаться самым печальным образом на душевном здоровье этих людей: семь лет назад полтора десятка из них решились на коллективное самоубийство…

erid: