В Первоуральске программа «Доступная среда» присутствует на 165 объектах социальной инфраструктуры

Фото / erid:
В Первоуральске программа «Доступная среда» присутствует на 165 объектах социальной инфраструктуры
К концу 2015 года должна быть реализована федеральная программа «Доступная среда». Доступная среда – это физическое окружение, транспорт, информация и связь, дооборудованные путем устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Каким же образом создаются эти условия?

Частный не значит безучастный

Как известно, в 2011 году по всей России стартовала рассчитанная на 4 года федеральная программа «Доступная среда». Эта программа содержит несколько основополагающих моментов, один из которых – создание условий, позволяющих людям с ограниченными возможностями беспрепятственно попадать в магазины, больницы, дворцы культуры, вокзалы, спорткомплексы, парки, детсады, школы, библиотеки, организации, учреждения и так далее. Одним словом, на все объекты социальной инфраструктуры, относящиеся к приоритетным сферам жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных граждан.

Для Первоуральска эта тема не менее актуальна, чем для страны в целом. Ведь, по статистике, на территории городского округа на 1 января 2015 года проживало 9705 инвалидов, или 6,5% всего населения, в том числе 528 детей-инвалидов (0,35%).

Отличительной особенностью данной программы от прочих целевых является круг ее участников. Зачастую он ограничивается государственными и муниципальными учреждениями. Однако доступную среду создавать, по мысли законодателей, должны все – в том числе и предприятия-частники. Например, торговые центры, парикмахерские, аптеки, кинотеатры… Причем в отличие от бюджетных учреждений за свой счет. Что, впрочем, совершенно логично, ведь некоторые отрасли, например, торговля, это – полностью частный сектор. Нет у нас муниципальных магазинов. А людям с ограниченными возможностями, как и всем остальным, нужно и питаться, и одеваться. И пища духовная им не менее важна. В общем, бизнес должен быть социально ответственным. И в Первоуральске этот принцип работает: соотношение участников программы от частного сектора и муниципальных учреждений – примерно 50 на 50.

В данном случае ответственность как для государственных и муниципальных учреждений, так и для предпринимателей, заключается в специальном дооборудовании объектов социальной инфраструктуры. Съездов с тротуаров, пандусов, поручней, кнопок вызова персонала – для маломобильных групп населения. Причем – об этом мало кто задумывается – к ним помимо людей, страдающих нарушениями двигательных функций, относятся пожилые, дошкольники и даже люди с детскими колясками. В эту же группу входят слабовидящие – для них в плане доступности среды важен еще один, дополнительный, момент – окраска лестниц таким образом, чтобы хорошо были видны границы ступеней.

165 зеленых точек

Следит за тем, чтобы все это внедрялось в частных предприятиях, муниципальных и госучреждениях, экспертная комиссия по выработке рекомендаций по созданию условий доступности информации и объектов социальной инфраструктуры для инвалидов. Создана она при администрации Первоуральска в соответствии с постановлением правительства Свердловской области «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Свердловской области» (№981-ПП от 15.09.2008 г.). В нее входят представители отдела развития потребительского рынка, УЖКХиС, управлений городского хозяйства, архитектуры, капстроительства, представители ГИБДД, городского совета ветеранов и Всероссийского общества инвалидов.
Все они проводят обследование объектов социальной инфраструктуры и по его результатам выдают рекомендации собственникам помещений и руководителям организаций. График обследований утверждается на год. Однако выходит экспертная комиссия на объекты и вне плана: по запросам прокуратуры, управления соцполитики и управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Но самое главное – таким же образом реагируют и на обращения граждан. Получив рекомендацию экспертов, ее адресат должен не просто устранить нарушение, но и предоставить комиссии план своих действий в данном направлении.

– С 2010-го по 28 июля 2015 года комиссия провела 229 таких обследований, – сообщает управляющий делами администрации Первоуральска Александр Анциферов.

Правда, есть один нюанс: решения комиссии носят рекомендательный характер, карать за их неисполнение эксперты не вправе. Но здесь в борьбу за доступную среду может вступить «тяжелая артиллерия» – прокуратура.

– По результатам обследований по исковым заявлениям прокурора Первоуральска в интересах РФ и неопределенного круга лиц об обязании проведения работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в 2013 году было 16 судебных исков, в 2014-м – 40 исков (37 из них удовлетворено). И за 1 полугодие 2015 года в суд поступило 3 иска, их рассмотрение назначено на июль, – озвучивает судебную статистику Александр Валерьевич.

Что же мы имеем в итоге?

Всего на сегодняшний день так называемые паспорта доступности оформлены на 165 объектов социальной инфраструктуры. Паспорт доступности – это документ, который является основанием для занесения того или иного объекта в автоматизированную информационную систему «Доступная среда Свердловской области». Она существует для того, чтобы ситуацию могли мониторить контролирующие органы. И чтобы люди с ограниченными возможностями четко представляли, куда они могут попасть беспрепятственно и без посторонней помощи. Войти в систему можно с Интернет-сайтов Министерства соцполитики области, управления соцполитики Первоуральска, администрации городского округа. А также прямым доступом по адресу: http://map.msp.midural.ru/map/.

Испытано на себе

В принципе, на этом можно было бы закончить, но тогда наш рассказ был бы неполным. Ведь по-настоящему объективную оценку доступности среды могут дать только те, для кого она создается. Потому что они эту доступность (или недоступность) ежедневно испытывают на себе. Нашим экспертом «Вечерний Первоуральск» попросила стать Павла Поповиченко.

Многим нашим читателям он уже знаком как активист «Народного фронта» За Россию». Это общероссийское общественное движение, которое независимо от властей отслеживает, как реализуется программа «Доступная среда». Впрочем, редакция поступила бы так же, даже ни будь Павел общественником. Просто он, несмотря на свой недуг – у него ДЦП – человек с активной жизненной позицией. В отличие от многих инвалидов-колясочников, он не сидит в затворничестве.

Павел – частый гость у друзей, которые живут на Хромпике, завсегдатай клуба им.Ленина, хоккейных матчей в Ледовом дворце и кинопремьер кинотеатра «Восход», часто гуляет у фонтана на площади. Словом, ему в мельчайших подробностях знаком весь город.

«Выходные» он себе устраивает нечасто. Почти каждый день наш герой выбирается на улицу из своей квартиры на Береговой. Благо, живет он на первом этаже. Лестничный пролет до дверей подъезда он преодолевает с помощью специального поручня, установки которого Павел добился от управляющей компании. На выходе из дома его ждет верная «помощница» – электрическая инвалидная коляска. Павел садится, берется за джойстик на подлокотнике и – путешествие начинается. Хотя нет, начинается оно с продумывания маршрута. Ведь попасть собственно в пункт назначения – это только полдела. До него нужно сперва добраться.

– Иногда приходится солидный крюк делать или ехать по проезжей части, - рассказывает Павел. – Виной тому - высокие бордюры.
По словам нашего эксперта, это - главная головная боль колясочника. Даже его электрической коляске не взять высоту в 20 сантиметров. При том, что все команды владельца она выполняет сама. Что уж говорить о тех, кто передвигается на механических колясках – на них переехать через препятствие можно только за счет силы рук. А это, простите за тавтологию, не многим под силу. Хотя, как отмечает Павел, ситуация меняется к лучшему.

– Если мы с «Народным фронтом» видим нарушения по высоте бордюров, обращаемся к заместителю главы администрации Артуру Гузаирову. Он сразу берет нашу информацию на заметку, решает проблему. Так, например, на площади бордюры занижали. Правда, я не понимаю: почему подрядчик сразу не может делать так, как надо, чтоб потом не переделывать? – удивляется Павел. И тут же поправляет сам себя. – Хотя нынче летом, когда тротуар на Ватутина ремонтировали, съезды с него сразу сделали невысокими и покатыми. И само асфальтовое покрытие, кстати, идеально положили. Ровненькое, без ямочек.

Доступна культура, но не физкультура?

Представим, что до нужного места колясочник добрался. Теперь ему надо выполнить второе действие задачи – попасть внутрь. В каких же случаях, по наблюдениям Павла, это можно сделать беспрепятственно?

– Сейчас колясочники могут без посторонней помощи попасть, например, в ДК НТЗ, кинотеатр «Восход», городскую администрацию, торговый центр «Пассаж». В некоторых учреждениях, как в ДК им.Ленина, не только входы, но и туалеты соответствующим образом оборудованы.
Правда, как отмечает наш эксперт, есть в Первоуральске организации и предприятия, которые в программе поучаствовали, но доступнее от этого не стали.

– Взять отделение «Сбербанка» на Ватутина. Там один из лучших в городе пандусов, сделан, можно сказать, по евростандартам. А внутрь без посторонней помощи все равно не попасть – двойные двери, между которыми очень небольшое расстояние, не позволяют. Когда коляска заезжает в первые, не остается места, чтобы открыть вторые. Или взять «Пассаж». Там даже лифты имеются, но пандус сделан из мраморной плитки, а она очень скользкая. Не думаю, что в этих случаях оборудование для инвалидов устанавливали для галочки, хотя есть в городе и такие прецеденты. Возможно, о тех моментах, про которые я говорю, не подумали, просто в голову не пришло.

Но есть и третья группа объектов социальной инфраструктуры, в отношении которых Павел не столь лоялен. По его мнению, труднодоступны для инвалидов Ледовый дворец и Дворец водных видов спорта. Наш разносторонний собеседник утверждает: заехать в сами здания можно, а вот для передвижения внутри ему приходится брать костыли.

Однако несколько месяцев назад на данных спортплощадках экспертная комиссия провела проверку. Она показала: условия для инвалидов там частично созданы. Возможно, Павел просто владеет не всей информацией, по крайней мере по Ледовому дворцу. Не так давно для него было куплено специальное мобильное устройство на гусеничном ходу: подъемник с седоком плавно «ползет» прямо по лестницам. В ДВВС, действительно, инвалиду доступен только тренажерный зал, в сам бассейн не попасть. Однако оборудовать его соответствующим образом, в том числе адаптировать спуск в воду, есть в планах спортучреждения – как только на это будут средства.

– В целом, пока я оцениваю доступность среды в Первоуральске на троечку, – подводит итог нашего виртуального путешествия Павел Поповичено. – Но я рад, что для нас, людей, передвигающихся на колясках, потихонечку начинают адаптировать и объекты социальной инфраструктуры, и улицы города.

Кстати, в администрации Первоуральска отмечают: несмотря на то, что федеральная программа «Доступная среда» финиширует в этом году, муниципалитет разработал план мероприятий «Повышение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории городского округа Первоуральск» на 2015-2020 гг., который утвержден постановлением администрации Первоуральска как раз на этой неделе – 28 июля.

@ www.pervo.ru