Откуда же берется электричество в домах Первоуральцев? И как оно приходит в наши дома?

Фото / erid:
Откуда же берется электричество в домах Первоуральцев? И как оно приходит в наши дома?
Каждый вечер, приходя домой с работы, мы привычно включаем свет в коридоре, проходим на кухню, «щелкаем» чайником, включаем телевизор. А ночью, что греха таить, кое-кто нет-нет да освещает темную кухню светом из холодильника. То же самое происходит и утром, с той лишь разницей, что перед тем, как закрыть за собой дверь, мы проверяем, выключен ли утюг, не горит ли в какой-то комнате свет. Мы привыкли к этому и воспринимаем электричество как нечто само собой разумеющееся, мы просто не замечаем его. Зато его отсутствие становится очевидным для всех и сразу же. Так откуда же берется электричество? И как оно приходит в наши дома?

Откуда течет «река» электронов

Все мы помним со школьных уроков физики опыты с кусочками янтаря (или эбонита) и шерстью. Однако для того, чтобы получить электричество в объеме, достаточном для снабжения городов и предприятий, пожалуй, не хватит всего янтаря и шерсти мира. Именно поэтому на территории нашего региона в свое время была создана мощная сеть источников генерирования энергии. В наш город электроэнергия поступает из двух таких источников. Первый из них располагается в Среднеуральске и известен многим жителям Первоуральска как СУГРЭС. Кстати, этот источник упоминается еще в «Плане народно-хозяйственного строительства в СССР» на первую пятилетку и в «Общем плане электрификации Урала», а решение о его строительстве было принято в конце лета 1930 года.

Поступающий отсюда по линиям электропередачи (ЛЭП) объем электроэнергии можно сравнить с большой и полноводной рекой. Мощности тут - просто запредельные, поэтому приходится сдерживать эту силу и укрощать ее. Первый этап происходит прямо на СУГРЭС.

– СУГРЭС понижает напряжение со 110 до 6-10 кВ, до среднего уровня. А дальше линии 6-10 кВ идут к трансформаторным пунктам, где напряжение становится еще меньше – падает до 0,4 кВ, после чего распределяется среди потребителей города, – рассказывает заместитель главного инженера ПАО «Облкоммунэнерго» Владимир Леонидович Шептаев.

Трансформаторные пункты – это те самые «будки», расположенные во дворах наших домов, которые нынче летом, благодаря стараниям городских художников, приобрели новый облик. От них по ЛЭП электроэнергия поступает в ВРУ (вводно-распределительные устройства) многоквартирных домов, где уже доставляется до наших розеток в виде привычных 220 вольт.

Таким образом, схема доставки электроэнергии в город напоминает такие реки, как Волга и Нил. Мощные в своем среднем течении (35 и даже 110 кВ), в устье они распадаются на несколько небольших потоков (6 кВ), каждый из которых затем распадается на множество речушек (0,4 кВ) и ручейков (0,22 кВ). Последние-то и втекают в наши жилища.

Только в отличие от рек эта система не природного происхождения, а создана руками и разумом людей.

Производим, потребляем, делимся

Второй источник электроэнергии по сравнению с первым является всего лишь ручейком. Но зато он располагается непосредственно на территории Первоуральска. Это всем хорошо знакомая ТЭЦ, распределительные сети которой принадлежат Новотрубному заводу и им же обслуживаются.
- Крупные предприятия - это вообще отдельная тема, так как они не только потребляют, но сами же и производят электроэнергию. То есть являются потребителями и производителями в одном лице. Например, Новотрубный завод не только снабжает себя собственной электроэнергией, но и обеспечивает ею других потребителей.

Ночные звонки – это норма

А вообще, организаций, которые занимаются транспортировкой электроэнергии, на территории нашего города предостаточно: ПНТЗ, «Динур», «Свердловская железная дорога», «Первоуральское рудоуправление» и многие другие.

Однако самыми близкими к населению являются две организации: ЗАО «Гор-электросеть» и ПАО «Облкоммунэнерго». Именно сотрудники этих предприятий и осуществляют контроль за состоянием всего электроэнергетического потока, текущего к конечным потребителям.

- Для выполнения этих функций в первоуральском районе коммунальных электросетей нашего предприятия создана и действует оперативно-диспетчерская служба. В ее состав входит пять человек: начальник и четверо подчиненных. Именно они первыми узнают о возникших неполадках. Именно они первыми вступают в дело в случае возникновения аварийных ситуаций. Именно они руководят работой оперативно-выездных бригад. При этом хочу отметить, что данная служба работает посменно, но в круглосуточном режиме. Многим первоуральцам хорошо известен номер телефона нашей «дежурки»: 228-601, на который они могут обратиться в любое время дня и ночи, если в их домах погаснет свет. К тому же Первоуральск - город небольшой, а потому у многих жителей есть телефоны и начальника первоуральского района Андрея Золотова, и начальника оперативно-диспетчерской службы (ОДС) Сергея Пылаева, нередко люди обращаются напрямую к ним. Такая работа, - рассказывает Владимир Шептаев.

Кстати, и на другом предприятии электроэнергетического сектора города – ЗАО «Горэлектросеть» - также имеется аналогичная оперативно-диспетчерская служба.

- Диспетчеры «Облкоммунэнерго» и «Горэлектросети» работают в теснейшем взаимодействии. Этого требует жизнь. Не все жители города знают, какая из компаний обслуживает их район города. А потому, если мы получаем заявку от потребителей не с нашей территории обслуживания, то сразу же передаем эту информацию коллегам. И наоборот, - утверждает Владимир Шептаев.

Обе диспетчерские службы работают по одному принципу. Сначала у вас гаснет свет, вы связываетесь по телефону с диспетчерами и сообщаете им адрес, по которому возникла проблема.

- Именно диспетчеры на основе полученных данных оценивают масштабы аварии, устанавливают место ее возникновения и направляют туда дежурные оперативно-выездные бригады. Монтеры на месте уточняют обстановку, после чего принимается одно из двух решений. Либо запитываем потребителей по резервной линии с выводом в ремонт вышедшей из строя, либо производим срочное восстановление вышедшего из строя участка. Схема, отработанная годами и доказавшая свою простоту и эффективность, - рассказывает Владимир Шептаев.

Почему приходится ждать

Естественно, у многих горожан уже возник вопрос: почему в случае возникновения аварии, ее устранения и возвращения света в дома приходится ждать порой по нескольку часов? Некоторые, знакомые с электроэнергетикой, задают совершенно справедливый вопрос: неужели нельзя оперативно запитать отключившиеся районы по резервным схемам?

- Да, в Первоуральске имеются схемы кольцевания сетей, включения по резервным вводам, предусмотрены и автоматические схемы ввода резерва, но, к сожалению, не всегда это технически возможно, - утверждает Владимир Шептаев.

Почему? Причины две. Во-первых, по словам электроэнергетиков, в Первоуральске много кабельных и воздушных линий с высокой степенью износа.

- Иногда бывают такие ситуации: резерв еще не успели восстановить после аварии, как выходит из строя основная питающая линия. Естественно, на решение подобных проблем требуется время. Работаем над этим, но результаты пока ни нас, ни жителей не устраивают, - рассказывает Владимир Шептаев.

Вторая причина, по которой жителям приходится долго ждать подключения, носит чисто организационный характер.

- Дело в том, что потребители разделены на три категории. К первой, например, относятся, больницы и другие объекты социальной сферы. Многоквартирные дома относятся к потребителям третьей категории. Поэтому в случае возникновения аварийных ситуаций сначала подключают потребителей первой категории, а потом - всех остальных. Кстати, по закону, многоквартирные дома могут оставаться без электроснабжения до 24 часов. Однако до столь чрезвычайных ситуаций дело не доходит. Как правило, на устранение аварий нашим сотрудникам требуется около двух часов, - рассказывает Владимир Шептаев.

Главный инструмент электрика

Тем не менее, универсального рецепта устранения аварий не существует. Слишком много в этом уравнении переменных. Город возник не в один день, и система его электроснабжения развивалась вместе с ним. Да и к тому же, если, допустим, авария произошла на кабельной линии, как можно найти место повреждения – кабель-то под землей?

- И тут на помощь нашим сотрудникам приходит передвижная электролаборатория с самым современным оборудованием. На что она способна? Поверьте,
очень на многое. Вот лишь неполный перечень ее функций: испытание повышенным переменным напряжением, контроль тока утечки, измерение сопротивления изоляции, прожигание поврежденной изоляции силовых кабельных линий, сообщает Вечерний Первоуральск. Оборудование позволяет измерить расстояние до места повреждения в кабеле импульсным методом, а также высоковольтным – беспрожиговым щадящим методом. Лаборатория способна также определить место повреждения акустическим и индукционным методом. Все возможности ее не перечислить, понятно, что методы поиска повреждения кабельной линии применяются в зависимости от сложности и характера повреждения, - говорит Владимир Шептаев.

И, тем не менее, даже наличие такой лаборатории не является панацеей от всех электроэнергетических бед. Дело в том, что в особо сложных случаях повреждение на одном участке сети может вызвать повреждение оборудования на совершенно другом участке, в этом случае времени на поиск мест повреждения потребуется больше. А потому главным инструментом электрика, как и прежде, остается его голова с глубокими профессиональными знаниями.

@ www.pervo.ru