В Первоуральске открылась выставка «Невьянская икона: история и современность»

Фото / erid:
В Первоуральске открылась выставка «Невьянская икона: история и современность»
3 февраля в Инновационном культурном центре, на 6 этаже, открылась выставка «Невьянская икона: история и современность»

Выставка предоставлена Свердловским региональным общественным фондом «Возрождение Невьянской иконописи и народных художественных промыслов».

Невьянская икона — яркое явление старообрядческого искусства XVIII-XIX веков. Свое название феномен позаимствовал у города Невьянска — первой столицы уральских владений Демидовых и духовного центра уральского старообрядчества. В начале XVIII века после «выгонок» с Верхней Волги, Кержанца и районов, пограничных с Польшей, на Урал хлынули массы старообрядцев, найдя покровительство заводских властей и возможность свободного исповедования веры по старым канонам и обрядам. Невьянский завод стал духовным центром старообрядчества. Именно здесь собрались лучшие династии иконописцев того периода: Богатыревых, Чернобровиных, Романовых, Филатовых, Малыгановых, Заверткиных. Они создали школу, которая стала феноменом художественной культуры горнозаводского Урала. Невьянская иконописная школа отличалась верностью принципам древнерусского искусства, выражающего свое видение мира в качестве творения Божьего. Икона воплотила идеал уральского мастерового люда об истине, добре и красоте. Во второй половине XIX века икона уподобилась предмету роскоши, символизируя богатство или социальное положение заказчика. Позолота и инкрустация вытеснили живопись. Этот период невьянской иконописи искусствоведы считают периодом упадка.

История возрождения невьянской иконописной школы началась в 1994 году, с регистрации ЗАО «Старый Невьянск», обладающее эксклюзивным правом на технологию: «Способ получения уплотненной модифицированной древесины и изделий из нее» (Роспатент №209828), не имеющую аналогов в мировой практике. Благодаря особой технологии по обработке древесины получились первые объемные образы. При этом обработанная береста становилась гораздо прочнее и качественнее. Такие иконы, тогда еще небольшого размера, требовали художественной росписи: цвета и золота. Так начала формироваться иконописная мастерская. И уже на ее базе, в 2002-м году, при поддержке Фонда Губернаторских программ и правительства Свердловской области, создается СРОФ «Возрождение невьянской иконописи и народных художественных промыслов».

За время его существования подготовлен ряд мастеров-иконописцев мирового уровня: Юлия Ческидова, Людмила Терентьева, Елена Николаева, Диана Карачарова и другие. Мастера Фонда не только возродили традиционную Невьянскую иконопись, но и создали принципиально новое творческое направление — объемная икона на меди, украшенная камнями. Ими были созданы иконы для многих художественных коллекций и Храмов России: в Московской, Санкт-Петербургской, Свердловской, Тюменской, Новгородской, Ростовской и др. областях. Икона «Умиление» была передана в дар королеве Великобритании и выставлена в Букингемском дворце. Трехстворчатый складень с иконами Николая Чудотворца, апостолов Петра и Павла передан в дар Президенту России. Именное пасхальное яйцо, выполненное мастерами Фонда, преподнесено Губернатором Свердловской области Александром Мишариным Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу.

В музее, созданном Фондом в 2003 году, представлена коллекция старинных икон мастеров XVII-XIX веков. Здесь можно увидеть иконы практически всех направлений: от великолепной Невьянской подписной иконы «Спас Нерукотворный» до образцов простой народной иконы; от образа Богоматери Тихвинской, возраст которой насчитывает более трехсот лет, до икон начала ХХ века.

Цель Фонда — не только дальнейшее развитие невьянской иконописи и народных промыслов, но и ознакомление жителей и гостей Российской Федерации с творчеством современных мастеров иконописи, культурным и духовным наследием прошедших эпох.

Выставка продлится до 14 мая 2017 года