Открытие выставки «Невьянская икона: история и современность»

Фото / erid:
Открытие выставки «Невьянская икона: история и современность»
10 февраля в 18.00 в Инновационном культурном центре (г. Первоуральск, ул. Ленина 18б) состоится торжественное открытие уникальной выставки, предоставленной Свердловским региональным общественным фондом «Возрождение Невьянской иконописи и народных художественных промыслов».

Центральное место в экспозиции занимает икона Николая Чудотворца - эталон уральской старообрядческой школы иконописи. Более десяти предыдущих лет её могли лицезреть лишь посетители музея фонда, так как по причине своей ветхости (написана в XVIII веке) она никуда не вывозилась. Чудотворным образом в последнее время процесс разрушения прекратился, состояние иконы стабилизировалось. Теперь жители Свердловской области и гости региона имеют уникальную возможность увидеть шедевр иконописного искусства.

На выставке будут представлены лучшие работы современной школы Невьянской иконописи, причем, некоторые из них демонстрируются впервые.

Кроме того, только на церемонии открытия будут выставлены складни, изготовленные в мастерских фонда с использованием драгоценных металлов и камней.

Невьянская икона — яркое явление старообрядческого искусства XVIII-XIX веков. Свое название феномен позаимствовал у города Невьянска — первой столицы уральских владений Демидовых и духовного центра уральского старообрядчества. В начале XVIII века после «выгонок» с Верхней Волги, Кержанца и районов, пограничных с Польшей, на Урал хлынули массы старообрядцев, найдя покровительство заводских властей и возможность свободного исповедования веры по старым канонам и обрядам. Невьянский завод стал духовным центром старообрядчества. Именно здесь собрались лучшие династии иконописцев того периода: Богатыревых, Чернобровиных, Романовых, Филатовых, Малыгановых, Заверткиных. Они создали школу, которая стала феноменом художественной культуры горнозаводского Урала. Невьянская иконописная школа отличалась верностью принципам древнерусского искусства, выражающего свое видение мира в качестве творения Божьего. Икона воплотила идеал уральского мастерового люда об истине, добре и красоте. Во второй половине XIX века икона уподобилась предмету роскоши, символизируя богатство или социальное положение заказчика. Позолота и инкрустация вытеснили живопись. Этот период невьянской иконописи искусствоведы считают периодом упадка.

История возрождения невьянской иконописной школы началась в 1994 году, с регистрации ЗАО «Старый Невьянск», обладающее эксклюзивным правом на технологию: «Способ получения уплотненной модифицированной древесины и изделий из нее» (Роспатент №209828), не имеющую аналогов в мировой практике. Благодаря особой технологии по обработке древесины получились первые объемные образы. При этом обработанная береста становилась гораздо прочнее и качественнее. Такие иконы, тогда еще небольшого размера, требовали художественной росписи: цвета и золота. Так начала формироваться иконописная мастерская. И уже на ее базе, в 2002-м году, при поддержке Фонда Губернаторских программ и правительства Свердловской области, создается СРОФ «Возрождение невьянской иконописи и народных художественных промыслов».

За время его существования подготовлен ряд мастеров-иконописцев мирового уровня: Юлия Ческидова, Людмила Терентьева, Елена Николаева, Диана Карачарова и другие. Мастера Фонда не только возродили традиционную Невьянскую иконопись, но и создали принципиально новое творческое направление — объемная икона на меди, украшенная камнями. Ими были созданы иконы для многих художественных коллекций и Храмов России: в Московской, Санкт-Петербургской, Свердловской, Тюменской, Новгородской, Ростовской и др. областях. Икона «Умиление» была передана в дар королеве Великобритании и выставлена в Букингемском дворце. Трехстворчатый складень с иконами Николая Чудотворца, апостолов Петра и Павла передан в дар Президенту России. Именное пасхальное яйцо, выполненное мастерами Фонда, преподнесено Губернатором Свердловской области Александром Мишариным Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу.

В музее, созданном Фондом в 2003 году, представлена коллекция старинных икон мастеров XVII-XIX веков. Здесь можно увидеть иконы практически всех направлений: от великолепной Невьянской подписной иконы «Спас Нерукотворный» до образцов простой народной иконы; от образа Богоматери Тихвинской, возраст которой насчитывает более трехсот лет, до икон начала ХХ века.

Цель Фонда — не только дальнейшее развитие невьянской иконописи и народных промыслов, но и ознакомление жителей и гостей Российской Федерации с творчеством современных мастеров иконописи, культурным и духовным наследием прошедших эпох.

@ www.pervo.ru