Российские заемщики все больше жалуются на МФО

18-08-2021, 22:17
Фото
Российские заемщики все больше жалуются на МФО
Фото Яндекс.Картинки

У российских заемщиков гораздо больше претензий к микрофинансовым организациям, чем к банковским учреждениям. ФССП сообщает, что за четыре прошедших месяца 2021 года доля жалоб отечественных заемщиков на МФО составила 54%. 


Связаны они с нарушением прав при взыскании просрочек по кредитам. За этот срок гражданами РФ было подано 11 тысяч подобных жалоб, что на 25% больше, чем год назад. Возросла доля жалоб на микрофинансовые организации, а на коллекторов и банки она снизилась. Эксперты утверждают, что причинами роста количества обращений является повышение информированности граждан и увеличение темпов выдачи займов.

Взыскатели атакуют клиентов

ФССП сообщили, что судебные приставы в период с января по апрель рассмотрели 10,9 тысяч жалоб клиентов о нарушении их законных прав при взыскании долговых обязательств. Число обращений возросло приблизительно на 25% в сравнении с прошлогодними показателями. На МФО жаловались в 54% случаев, тогда как в 2020 году доля таких жалоб составляла 49%. На коллекторские компании, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законами РФ, подавало жалобы 25% заемщиков с долгами. На банковские учреждения поступило всего 7,3% от всех обращений.


В материалах ФССП сообщается, что за 12 месяцев доля жалоб на банки снизилась, в отличие от МФО, где наблюдается рост. Остальные 14,5% пришлось на долю прочих финансовых учреждений. В этот сегмент также входят жалобы на нелегальных коллекторов, которые работают без документов, не состоят в реестре и не подчиняются ФССП. В ведомстве сообщили, что чаще всего граждане подают жалобы на действия третьих лиц, психологическое давление, угрозы и прочие действия, которые унижают достоинство при взыскании просроченных задолженностей.


С начала текущего года было назначено штрафных санкции в сумме 41,7 млн. в отечественной валюте, тогда как в 2020 году за аналогичный период было наложено штрафов на 30 миллионов рублей. Компании Eqvanta и «Займер» сообщили СМИ, что в текущем году в России наблюдается гораздо меньше просрочек по кредитам, чем в 2020 году. Руководитель отдела рисков компаний Eqvanta С. Весовщук заявил, что изначально работа по возврату проблемных долгов осуществляется собственными силами. После этого происходит сегментация портфеля займов и передача проблемных клиентов на следующие этапы, на которых привлекаются профессиональные коллекторы, долг продается или происходит передача дела в суд.


Весовщук добавил, что с начала текущего года к ним уже поступали жалобы от ФССП. Самые распространенные причины обращений – это привлечение к взысканию третьих лиц, частое взаимодействие с должниками. Если нарушение законов имеет место, компания оперативно устраняет недоразумения и не допускает их вновь. Эксперты утверждают, что до конца текущего года не ждут каких-либо серьезных изменений в доле просрочек. Их объемы могут вырасти незначительно, так как экономика пока еще недостаточно восстановилась от коронавирусного кризиса. В регуляторе утверждают, что в общем объеме жалоб граждан на МФО, доля обращений по поводу взысканий просрочек снижается (в прошлом году была 35%, в этом – 25%). По данным на октябрь 2020 года число клиентов сегмента микрозаймов равнялось 5,7 млн. граждан.

Причины и прогнозы

Руководитель НАПКА Э. Мехтиев заявил, что рост числа жалоб говорит не столько об увеличившихся случаях нарушения законов, а о повышении уровня информированности заемщиков. Очень часто граждане считают нарушениями методики коллекторов вследствие коллизии законодательства. К таким относится дозвон, многосоставные сообщения, применение в СМС-сообщениях альфанумерических имен (в строчке отправителя проставляется не номер телефона, а название компании, взыскивающей долги). Руководитель отдела аналитики Высшей школы финансов М. Коган утверждает, что рост числа жалоб заемщиков напрямую связан с увеличением объемов выдачи ссуд.


Уже в текущем году было оформлено займов на три триллиона рублей. По оценке портала 1mbank, значительная часть из них – онлайн займы на карту. Однако рост числа оформления ссуд в 2020 и 2021 годах добавил работы сотрудникам кредитных организаций, что и привело к увеличению количества обращений граждан в соответствующие инстанции. Эксперты утверждают, что сегмент займов МФО всегда был относительно «серым», так как сотрудники кредитных организаций никогда не сдерживали себя в выражениях, открыто требовали погашения долгов. Коллекторы сейчас жестко регулируются ФССП и полицией, банковские учреждения тоже стараются работать без нарушений законодательства.


Руководитель ПКБ Павел Михмель заметил, что нелегальные коллекторские компании работают вне закона, кроме того, часто применяют в своей деятельности методы с признаками уголовных правонарушений. Эксперт утверждает, что в правительстве и регуляторе постоянно обсуждают возможные методики борьбы с такими нелегальными взыскателями. Уже есть соответствующие законы, но нужно время, чтобы они стали эффективно работать. В НАПКА каждый год поступает более 6 тысяч жалоб на взыскателей просроченной задолженности.


Если действительно клиент столкнулся с нарушением его прав, мы рассматриваем обращение индивидуально. Но в том случае, когда нарушения касаются Уголовного законодательства, следует незамедлительно обращаться в полицию. Рынок МФО старается решать все вопросы без надзорных органов, поэтому переходит к цивилизованному решению вопросов с долговыми обязательствами. Михаил Коган считает, что число проблемных займов будет увеличиваться. Сейчас доля просрочек по потребкредитам превысила 25%, по займам категории «до зарплаты» – 32%. А вот регулятор утверждает, что доля просрочек свыше 90 суток в портфеле микрокредитов равна 28,7% (снижение на 0,2%), а в 2020 году был зафиксирован рост до 28,9%.

erid: