Сертификация для маркетплейсов

29-01-2024, 18:43
Фото Яндекс.Картинки
Сертификация для маркетплейсов
Фото Яндекс.Картинки

Схема работы с маркетплейсами проста и прозрачна, однако, для того, чтобы начать бизнес, необходимо собрать полный пакет документов. В их число входят сертификаты, декларации, которые свидетельствуют о безопасности товара, и отказные письма. Зачем нужны разрешительные документы и как их получить - будет интересно для предпринимателей, которые делают первые шаги в новом бизнесе.

Цель сертификации

Сертификация для маркетплейсов – необходима для выхода на крупные торговые интернет-площадки, которые соблюдают требования законодательства и несут ответственность перед покупателями. Все участники рынка ведут документооборот, необходимый для легального бизнеса.

Сертификация товаров необходима для документального подтверждения безопасности продукции, выставляемой на продажу. Эта процедура для определенных категорий товаров обязательна. Большая группа изделий проходит сертификацию в добровольном порядке или требует декларирования. Отказное письмо – особый вид документа, который может потребоваться, если законодательство не требует обязательного подтверждения соответствия качества товара требованиям нормативов.

Таким образом, покупателю не приходится проверять, безопасен ли выбранный товар на маркетплейсе. Все изделия, которые поступили в продажу отвечают предъявляемым к ним требованиям и не могут нанести вред здоровью или окружающей среде.

Законодательная база

В своей деятельности маркетплейсы руководствуются требованиями законодательства:

  • Закон РФ N 2300-1 “О защите прав потребителей”.

  • Постановления правительства, в частности ПП РФ № 2452.

Крупные торговые площадки не заинтересованы в работе в обход законов, так как последует серьезное наказание за их нарушение. Требование предоставить разрешительный документ на товар вполне понятно, оно соответствует законодательству и внутренней политике маркетплейсов.

Сертификация

Сертификация продукции для Wildberries, Яндекс.Маркет, Ozon и других маркетплейсов может быть обязательной или добровольной. Цель этого мероприятия – установить соответствие заявленных характеристик требованиям безопасности, которые определены отраслевым стандартом.

Некоторые виды товаров, например, детские игрушки, электроника, товары для малышей, бытовой текстиль и одежда, обязательно должны пройти проверку безопасности. На эти и другие товары, к которым не предъявляются жесткие требования, можно оформить сертификат соответствия в добровольном порядке.

Если речь идет о товарах, которые реализуются через маркетплейсы, то сертификация – необходимое условие для возможности сотрудничества с этими крупными игроками рынка. Причем инициировать процедуру может как продавец, так и поставщик товара. Кроме этого, документ, подтверждающий качество товара может использоваться в маркетинговых целях.

Декларация соответствия

Декларация имеет определенное сходство с сертификатом соответствия. Отличие заключается в том, что документ не имеет степеней защиты, за его содержание несет ответственность декларант, а не орган сертификации. Оформление декларации входит в обязанность производителей и импортеров продукции.

При выпуске отечественных изделий или при поставке товаров из Китая российская компания передает образцы продукции в центр сертификации, который организовывает все необходимые проверки и исследования в лаборатории. Товары личной гигиены и посуда для взрослых, продукты питания, лакокрасочные покрытия в обязательном порядке декларируются, так как некачественная продукция может нанести ущерб здоровью потребителей.

Отказное письмо

Отказное письмо – официальный документ, который подтверждает факт, что на продукцию не распространяются требования обязательного прохождения процедуры сертификации. Для соблюдения правил торговли на маркетплейсе необходим либо сертификат, либо декларация, а если в отношении определенного товара их получить невозможно, то оформляется отказное письмо.

Документ необходим для различных товаров массового потребления, например, сувенирная продукция, чехлы для телефонов, различные мелкие изделия бытового назначения. Для оформления отказного письма нужно обратиться в центр сертификации с заявкой, стандартным набором бумаг и описанием продукции.

Какой документ нужен для маркетплейса

ПП РФ № 2425 содержит исчерпывающий перечень продукции, требующей сертификации или декларирования. Требования прохождения этих процедур также прописаны в технических регламентах ТС.

Постановление № 2425 имеет два раздела:

  1. Продукция, которая подлежит сертификации.

  2. Продукция, на которую необходимо оформить декларацию.

Других вариантов законодательство не предусматривает. Если в этих списках и в ТР ТС товар отсутствует, то отказное письмо – единственная альтернатива им.

Кто может оформить сертификат для маркетплейса

У некоторых продавцов товаров возникает желание сэкономить на сертификации и оформить документ в складчину с другими лицами. Теоретически это сделать возможно, но следует учитывать, что заявителем может быть только один предприниматель, а не все участники общего дела. Если будет нарушено законодательство либо правила торговой площадки, то нести ответственность будет только лицо, указанное в документах.

Самозанятые граждане приравнены к предпринимателям, поэтому могут реализовывать плоды своей деятельности на маркетплейсах. Однако они не могут оформить сертификационные документы, так как по закону эта возможность имеется только у юридических лиц и ИП.

Участники интернет-торговли должны полностью осознавать ответственность перед потребителями за продажу товара низкого качества. Сертификация для маркетплейсов поможет избежать множества неприятностей и финансовых потерь из-за крупных штрафов и неоправданной экономии на услугах центра сертификации.