"Конкордия" превратит всю Европу в "Титаник"

19-01-2012, 13:46
"Конкордия" превратит всю Европу в "Титаник"
"Конкордия" превратит всю Европу в "Титаник" В крушении итальянского суперлайнера Costa Concordia остается много неясного. Как, впрочем, и в каждом "громком" кораблекрушении в истории, будь то гибель лучшего линейного корабля Британии "Ройял Джордж" в XVIII веке (он затонул в полный штиль на рейде Портсмута), парохода "Ройял Чартер" в XIX веке (это событие позже в красках описал Чарльз Диккенс) или "Титаника" в XX веке. На первый взгляд, непонятно: как такое вообще могло произойти – с таким кораблем, в таком месте и в такое время? Оказывается, могло, и очень просто – из-за человеческой самоуверенности. Каждая такая катастрофа – это намек на то, что не следует переоценивать уровень безопасности, достигнутый цивилизацией.

Costa Concordia был новейшим круизным лайнером итальянской компании Costa Crociere, которая контролируется крупнейшей в мире круизной компанией Carnival Corp. (США). Судно было спущено на воду в 2006 г., оборудовано по последнему слову европейской техники и отвечало самым строгим нормам безопасности. По водоизмещению оно больше походило на супертанкеры, а по высоте, населенности и обилию разнообразных удобств и развлекательных заведений – на густонаселенный квартал современного города. На нем путешествовали по морям и океанам 3200 пассажиров и более тысячи членов экипажа и обслуживающего персонала. Теперь этот снежно-белый монстр лежит на боку в камнях у берега итальянского рыбачьего острова Джильо – так близко, как будто гигантская рука вынесла его из родной стихии.

"Этой скалы не было на карте", – упорствовал после крушения капитан судна Франческо Скеттино, который находится сейчас под домашним арестом. Его обвиняют в нарушении правил судоходства – опасном отклонении от курса, повлекшем гибель корабля и нескольких человек, а также в ненадлежащей организации эвакуации людей и в оставлении своего судна в критическую минуту. Сам Скеттино заявлял, что шел обычным курсом (каким следует здесь более 50 раз в год, как и другие капитаны). Как уточняет прокурор, "обычным" у бравых итальянских капитанов в этих водах считается опасный маневр – приближение к скалистому острову, чтобы передать привет тамошним жителям и "поклониться" старым рыбакам. Видимо, Скеттино несколько увлекся... К тому же в это время был отлив.

Одним словом, непотопляемую технику потопил пресловутый "человеческий фактор". И, к сожалению, не только технику. Погибли, по последним данным, 11 человек, 28 числятся пропавшими без вести. Кроме того, более 4 тысяч потерпевших кораблекрушение ждут компенсации за утраченное имущество и моральный ущерб. Еще порядка 10 тысяч пассажиров, купившие билеты на следующие рейсы "Конкордии", должны получить компенсацию за отмененные "по техническим причинам" рейсы (или солидную скидку на круиз на других лайнерах компании). А сам суперлайнер стоимостью 450 млн евро тем временем угрожает окрестному побережью экологической катастрофой (в его танках находится 2,4 тысячи тонн топлива, не считая других веществ).

По предварительным оценкам экспертов, Costa Crociere и Carnival Corp. понесут убытки 1,5 млрд. евро. Поэтому неудивительно, что судовладельцы, поначалу защищавшие капитана (дескать, он сумел вывести корабль с 70-метровой пробоиной на мелководье и хорошо организовал эвакуацию), очень скоро водрузили на него ветвистые рога козла отпущения. "Капитан совершил ошибки при оценке ситуации. Эти ошибки привели к серьезным последствиям, – заявило руководство компании Costa Crociere. – Решения, которые капитан принимал в экстренной ситуации, не соответствовали процедурам, утвержденным в Costa Crociere, отвечающим международным стандартам".

Компании сейчас крайне необходимо поскорее "отмыться" от этого дела, свалив всё на ошибки капитана или небрежность команды. Ведь репутация оператора средиземноморских круизных лайнеров оказалась под угрозой. По этой же причине Costa Crociere, очевидно, не будет скупиться на выплату компенсаций пострадавшим и потенциальным клиентам. Здесь может быть поставлен мировой рекорд: выплаты в связи с крушением Costa Concordia, как ожидается, достигнут $1 миллиарда. Причем, большей частью они лягут на плечи судовладельцев, поскольку лайнер был застрахован всего на $30 млн, ущерб третьим лицам – на $10 миллионов. Так что страховые компании Assicurazioni Generali SpA и AON Corp., основные страховщики лайнеров группы Carnival Corp., отделаются малой кровью.

По сообщению информагентств, в начале недели акции Carnival Corp. падали на 23%: ничего подобного с компанией не случалось с сентября 2001 года. Собственникам злополучной "Конкордии" остается лишь надеяться, что ее крушение не подорвет их бизнес. Или подорвет, но ненадолго. Именно эту мысль уже высказали руководители компании. По их мнению, доверие пассажиров к круизным лайнерам (даже с похожими названиями: Costa Luminosa, Costa Mediterranea, Costa Favolosa, Costa Serena, Costa Voyager) быстро восстановится. Однако эксперты не столь оптимистичны в оценках.

В ближайшей перспективе "круизная отрасль" в Италии, очевидно, будет переживать спад. И это неизбежно скажется на состоянии всей экономики страны, которая и так балансирует на грани рецессии и банкротства. Незадолго до крушения Costa Concordia рейтинговое агентство Standard & Poor's "потопило" кредитный рейтинг Италии – он был спущен сразу на две ступени до ВВВ+. Это может привести к подорожанию кредитов для итальянского правительства и компаний, хотя процент по государственным заимствованиям и без того достиг "дефолтного" уровня в 7%, по частным – бывает еще выше. Очевидно, что в таких условиях Costa Crociere вряд ли сможет позволить себе строительство нового лайнера взамен "Конкордии", которую, скорее всего, придется разобрать на части.

Это был несчастливый лайнер: бутылка шампанского не разбилась о его борт в момент спуска на воду. И сейчас экономисты очень обеспокоены: не утянет ли Costa Concordia на дно всю европейскую экономику, которая еле-еле держится на плаву? А всем остальным судьба "Конкордии" станет очередным напоминанием о том, что гарантий безопасности в нашем мире не существует. Как заявил по этому случаю генеральный секретарь Международной морской организации Коджи Секимизу, "в столетнюю годовщину гибели "Титаника" нам вновь напомнили о рисках, с которыми связана морская деятельность". И никакие технические достижения не могут на 100% застраховать от беды. Море, как и в давние века, находит свои жертвы. Только в 2011 г. в мире произошло по крайней мере пять крупных кораблекрушений. В общей сложности они унесли жизни более 600 человек. Большинство этих людей погибли из-за беспечности моряков и их чрезмерной уверенности в технике.

@ Utro.ru