Общественный контроль как ночной кошмар чиновников

Общественный контроль как ночной кошмар чиновников
Работу чиновников надо контролировать. В советское время существовал и неплохо работал «народный контроль». Строго спрашивали по партийной и по комсомольской линии. В СМИ жестоко бичевали бюрократов и тех, кто превратил свою должность в источник наживы.

Конечно, госслужащих должно контролировать само государство. Контрольных и надзорных органов у нас хватает. Тут и прокуратура, и счетные палаты, и много других ведомств. Все они следят за тем, чтобы работа чиновников велась по закону, соответствовала правилам, нормам и инструкциям.  

Но для граждан гораздо важнее не то, как чиновник чтит инструкции, а чтобы его работа приносила результат. Нужны ровные дороги, которые не развалятся весной. Чтобы в больницах и поликлиниках не было хамства и очередей. Чтобы в школах не было поборов. Чтобы воздух и вода были чистыми. Кто нужен народу — строго работающий по инструкции бюрократ или шустрый управленец, решающий во многом технические, организационные проблемы?

Здесь и нужен общественный контроль. За работой чиновников должны следить те, для кого работает государство, то есть мы все. Без такой обратной связи результата не добиться. Но общественный контроль — это гораздо больше, чем просто написание жалоб на какие-то конкретные недостатки. Задача в том, чтобы недостатков не было вообще. Их надо не исправлять по факту, а предотвращать на старте.

Поэтому общественный контроль — это в первую очередь системная работа. Она должна вестись на всех этапах принятия решений. Очень важно контролировать органы власти еще на стадии подготовки проектов или мероприятий. Ведь зачастую ошибки появляются еще на этапе планирования. Чиновник должен отвечать за свои действия не только по завершении проекта, но и на каждой его стадии. Ночами не спать, работать с документами.  

Понятно, что все граждане не могут постоянно участвовать в таком контроле. Для этого не хватает времени и специальных знаний. Чиновники в своей сфере разбираются хорошо и всегда найдут, что ответить «человеку с улицы», даже когда его претензии справедливы.

Следует добавить: порой представители власти считают себя самыми компетентными. Но есть эксперты, ученые, практики, которые знают предмет не хуже их. Увы, часто их мнение никто не спрашивает (да и не хочет слышать). Это неправильно, особенно когда речь идет о проектах, связанных с окружающей средой, со здоровьем населения. Привлекать ученых и экспертов к обсуждению решений власти — тоже задача общественного контроля. Организация процедур — вот первостепенная задача.

Другая форма связи власти и общества — публичные обсуждения проектов. На уровне страны или региона такие обсуждения провести сложно, но на уровне города они незаменимы. На слушаниях каждый горожанин может высказать свое мнение. Тем более что сейчас для обсуждения даже не обязательно собирать всех в одном зале. Проекты можно обсуждать и в интернете. Хорошо, если у каждого города будет свой портал или мобильное приложение специально для народного обсуждения муниципальных проблем и проектов. Затраты не такие уж и большие, а эффект будет колоссальный. Цифровизация должна прийти на помощь горожанам.    

Наконец, уже много лет в России работают общественные палаты, их можно назвать универсальным органом общественного контроля. Палаты могут проводить свою экспертизу, запрашивать документы, вызывать для доклада чиновников, обеспечивать диалог между властями и населением. Именно Общественная палата России несколько лет назад инициировала принятие нового закона об общественном контроле. Этот закон — очень хороший инструмент в руках общественности. Сейчас нужно научиться правильно и эффективно пользоваться им, не оставляя чиновников ни на минуту без внимания.

Пусть они знают, что в настоящее время их работа — это вечное шоу «За стеклом», где все видно и все прозрачно, только вместо съемочной группы — общественники. 

Александр Ханин,
Член Общественной палаты Свердловской области

Председатель рабочей группы Общественной палаты по развитию местного самоуправления и местных институтов гражданского общества в муниципальных образованиях Свердловской области