Немецкий автопром на российском рынке: что принесет вступление в ВТО

Немецкий автопром на российском рынке: что принесет вступление в ВТО
Немецкий автопром на российском рынке: что принесет вступление в ВТО Немецкие автопроизводители расширяют свое присутствие в России, продолжая оставаться одними из лидеров местного авторынка. Доля на нем автоконцернов из ФРГ, по данным Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA), выросла в период с января по июль 2012 года почти на 3 процентных пункта, достигнув 20,7%. Иными словами, каждый пятый легковой автомобиль, зарегистрированный в России, сошел с конвейера одного из немецких концернов

Курс — на локализацию производства

Экспансия немецкой автомобильной промышленности в России, отмечают наблюдатели, идет и будет продолжаться в дальнейшем по двум направлениям: увеличение экспорта и более интенсивное расширение производства непосредственно в России. Причем ставка, скорее всего, будет делаться на второе направление — локализацию. «За шесть месяцев 2012 года мы впервые выпустили в самой России больше автомобилей (90 тысяч), чем экспортировали туда (81 тысяча) за тот же период времени», — отметил исполнительный директор VDA Клаус Бройниг (Claus Br?unig).

Еще один пример, красноречиво свидетельствующий о роли немецкого автопрома в России. В 2011 году по сравнению с предыдущим рост числа машин, выпущенных немецкими автоконцернами на построенных в России заводах, составил 73%. А за первое полугодие 2012 года – 63%. И это при том, что в целом производство легковых автомобилей в России в 2011 году выросло на 44%, а в первом полугодии 2012 года – на 18%. Таким образом, немецкий автопром наращивал свое присутствие на российском рынке быстрее, чем конкуренты.

Работа с заделом на будущее

На сегодняшний день уже каждый десятый легковой автомобиль, производимый в России, является машиной немецких концернов. В будущем такого скачка в развитии локального производства, как был в 2011-12 годах, вряд ли стоит ждать, предупреждают специалисты. Но стратегия развития меняться не будет. Более того, в скором времени автопроизводители из ФРГ начнут выпускать в России машины еще и представительского класса. Как сообщила DW директор по связям с общественностью Volkswagen Grоup Rus Наталья Севостьянова, принято решение о локализации производства некоторых моделей Audi.

Немецкая компании Opel ожидает роста продаж в России


Одновременно было заявлено, что в планах Volkswagen Group Rus – начать зимой 2014 года выпуск на заводе в Калужской области новой модели Skoda (Skoda Rapid), а в 2013 году наладить конвейерную линию по производству Volkswagen Jetta на заводе в Нижнем Новгороде. Подтвердили DW и готовность запустить в 2015 году выпуск 1,6-литровых бензиновых двигателей типа EA211 на калужском заводе.

В российском офисе немецкой компании Opel, принадлежащей концерну General Motors, также сообщили, что ждут роста продаж. По словам PR-менеджера компании Дениса Наумова, в 2012 году Opel планирует продать в России более 80 тысяч автомобилей, что на четверть больше, чем было продано в 2011 году. Вопрос о соперничестве локализованного производства с ввозимыми в Россию машинами для немецкой компании не стоит: все модели, кроме Opel Corsa, уже производятся ею в России.

Жизнь после вступления в ВТО

Вступление России в ВТО немецкие игроки на российском авторынке рынке оценивают в целом положительно. «Оно является важным сигналом дальнейшей интеграции России в мировую экономику и раскрывает большие возможности для углубления экономической кооперации, — заявил Клаус Бройниг. — Мы ожидаем и хотели бы, чтобы власти России сделали политику в области торговли более либеральной». При этом существует опасность, что эффект от вступления Москвы в ВТО будет сведен к нулю, отмечает немецкий эксперт.

Дело в том, что, хотя со вступлением в ВТО ввозные пошлины на новые импортные легковые автомобили будут понижены, правительство России одновременно приняло решение о введении сборов за утилизацию машин. По выражению главы VDA, новые сборы являются дискриминационными.

«Российская политика в области автомобилестроения тем самым остается в целом вызовом для многих предприятии?, которые хотели бы активнее действовать в России», — заявил Клаус Бройниг в интервью DW.

У каждого концерна своя стратегия

В концерне Volkswagen, который уже построил завод в России, эту проблему не считают такой уж серьезной, поэтому в целом присоединение страны к ВТО называют безоговорочно позитивным шагом. «Он никак не отразится на планах Volkswagen Group Rus, потому что все планы были сверстаны с учетом того, что Москва собирается это сделать, — подчеркнула Наталья Севастьянова. — Для себя мы ожидаем улучшения качества поставок, связанного с повышением уровня конкуренции».

А вот перед компанией Opel вступление России в ВТО поставило ряд новых вопросов. «Статус завода “Автотор” в Калининграде, на котором ведется крупно-узловая сборка наших автомобилей, пока четко не прописан, и мы не знаем, распространяются ли новые правила на этот завод или нет, — пояснил в интервью DW PR-менеджер московского офиса компании Денис Наумов. – Если говорить о поставщиках, то у нас они постоянные и глобальные. Поэтому вступление в ВТО в данном случае повлияет лишь в той мере, в какой повлияет в целом на рынок».

С другой стороны, признает Наталья Севостьянова, некоторые сложности могут возникнуть по окончании в 2018 году переходного периода, когда будут отменены все льготы для иностранных автопроизводителей, имеющих свои предприятия в России.

Надежду, по словам представителей немецкого автопрома, вселяет то, что решение о разработке некого механизма компенсаций выпадающих льгот было принято и даже уже озвучено Владимиром Путиным. Каким образом будет реализовано это поручение президента, пока неизвестно, но до 2018 года время еще есть.

@ Deutsche Welle