Устройство и принцип действия катушек зажигания автомобилей «Газель»

Устройство и принцип действия катушек зажигания автомобилей «Газель»

Катушка зажигания — одна из составляющих системы зажигания двигателя. Предназначена для образования импульса высокого напряжения, который затем подается на свечу, что обеспечивает поджиг безвоздушной смеси в цилиндре. Используется как в контактной, так и бесконтактной системе зажигания.

Конструкция устройства


Катушка зажигания Газель 2705, 3302, 3221 и других моделей по принципу действия — сухой трансформатор, внутри ее размещен магнитопровод. Он включает плоские пластины замкнутого типа и срединную перемычку. Вокруг последней образованы изолированные относительно друг друга 2 катушки из проволоки, обработанной изоляционным составом. Использование сердечника позволяет повысить силу магнитного поля.


Вначале располагается первичная низковольтная обмотка с небольшим количеством витков проволоки (100-150), на которую идет напряжение 12 В от блока управления. Она тщательно изолируется для исключения скачков напряжения и короткого замыкания.

Поверх нее находится высоковольтная катушка с большим количеством витков тончайшей проволоки (от 15 до 30 тысяч). Она обеспечивает формирование импульса повышенного напряжения 24кВ, направляющегося по высоковольтным проводам к свечам.


Обмотки расположены внутри пластикового корпуса, пространство между ними заполняется компаундом. Устройство оснащено двумя клеммами, к которым подключаются низковольтные провода и двумя выходами для высоковольтных кабелей. С целью фиксации используется накладка и 2 болта М8.


Для корректной работы силового агрегата катушка зажигания ЗМЗ 406 должна иметь правильный порядок подключения высоковольтных проводов к свечам соответствующих цилиндров. К левому устройству (по ходу мотора) присоединяются провода для свечей 2 и 3 цилиндров, а к правому от 1 и 4.


Катушка зажигания Газель 405 евро 3 предназначена для эксплуатации в составе микропроцессорных систем управления двигателями ЗМЗ-405 и ЗМЗ-409 экологического класса Euro 3. На мотор их устанавливают 4 устройства по одной на цилиндр.

Принцип действия

Подтверждением исправности устройства выступают показатели сопротивления витков провода:

  • первичная — 3-3,5 Ом;
  • вторичная — 5-9 тысяч Ом.

Работа прибора обеспечивается высоким напряжением во вторичной обмотке, появляющимся после прохождения импульса малого напряжения, формирующего магнитное поле. Затем ток подается во вторичную обмотку, далее выводится на центральную клемму и с помощью распределителя передается на свечи.

Как обслуживать

Основной уход за устройством связан с его периодическим осмотром. В случае обнаружения трещин, сколов, масляных следов, очагов сильного прогревания катушка подлежит замене. Через 4-6 тысяч км пробега необходимо проверять надежность фиксации проводов. При выключенном двигателе не нужно долгое время держать зажигание активным во избежание перегрева.


Большинство ее неисправностей вызываются повреждением добавочного сопротивления либо пробитой изоляцией обмоток. Также неполадки могут возникнуть из-за низкого уровня напряжения бортовой электросети, не превышающего 11,5В. В таких условиях для зарядки катушки нужно много времени.


Катушка отличается продолжительным режимом работы при температуре от -40 до +120C. Во время использования необходимо следить за отсутствием влаги и чистотой поверхности во избежание пробоя на массу. Для этого лучше пользоваться растворителями 646 или 647.

Индивидуальные катушки, как правило, располагаются в глубоких нишах, где наблюдаются высокие температуры. Со временем ее резиновая «юбочка» сильно прилипает к изолятору свечи. Чтобы избежать «хирургического» отрыва запчасти при установке рекомендуется нанести высокотемпературную диэлектрическую смазку.


При проверке на стенде устройство должно поддерживать бесперебойное искрообразование на разряднике с величиной зазора 7 мм. Для его соединения со свечами необходимо применять высоковольтную проводку с распределенным помехоподавляющим сопротивлением. Оптимальные показатели сопротивления металлического проводника, учитывая действие помехоподавляющего электронного компонента сопротивления, находятся в пределах до 6 кОм.