КБМ (коэффициент бонус-малус) - это показатель безаварийного вождения, который рассчитывается для каждого водителя на основе данных о страховых выплатах по ДТП, которые случились по его вине.
С 1 апреля 2022 года заработали новые коэффициенты бонус-малус. Их будут применять при расчете страховой премии по договорам, которые заключили до 31 марта 2023 года включительно.
После восстановления КБМ вы имеете право вернуть переплату по ОСАГО, если с учетом новых показателей стоимость полиса должна быть ниже. Это несложно – достаточно просто обратиться с заявлением в страховую компанию. Но в отдельных случаях можно добиться компенсации завышенный цены и на уже не действующие полиса. И здесь ситуация гораздо сложнее. За комментариями мы обратились в юридический центр «АПК» и спросили экспертов о том, как вернуть переплату по ОСАГО из-за неправильного КБМ.
Здесь все просто: как только вы восстанавливаете КБМ, необходимо обратиться к страховщику с заявлением о возврате переплаты. В отдельных случаях она может составить 80% от стоимости полиса. Например, если ранее ваш коэффициент составлял 2.45, а теперь 0.5. Вам необходимо потребовать от компании возврата излишне выплаченной страховой премии, ссылаясь на неверно примененный КБМ. В заявлении обязательно укажите реквизиты счета, на который страховщик должен будет вернуть деньги.
Обычно проблем с возвратом переплаты по действующему полису не возникает. Но в некоторых случаях страховщики могут затягивать процедуру или вовсе отказывать в выплате. В этой ситуации направляйте досудебную претензию, при необходимости обращайтесь к юристу. Учтите, что даже если дело дойдет до суда, вы сможете потребовать компенсации издержек, в частности оплаты услуг адвоката. Поэтому вы остаетесь в выигрыше в любом случае.
Если при расчете страховой премии по этим полисам был применен неверный КБМ, то вы можете постараться вернуть переплату. Процедура на порядок сложнее и длительнее, но вы сохраните шанс получить часть денег обратно. Страховщики в возврате обычно отказывают, ссылаясь на истекший срок действия договора. Но обратиться к ним все-таки стоит.
При отказе в возврате излишне уплаченной страховой премии действуйте следующим образом:
Обратите внимание: страховщик не вправе требовать у вас копии старых полисов, если вы уже получили письмо из Центробанка. Если это все же происходит, и представитель компании отказывается принимать у вас заявление, то отправляйте комплект документов заказным письмом. После его получения страховщик будет обязан перевести излишне уплаченную сумму на указанные вами реквизиты. При отказе направляйте претензию, а затем обращайтесь в суд.