Бухгалтерия для франчайзинга

23-10-2020, 05:25
Бухгалтерия для франчайзинга
Франшиза - один из самых простых способов открыть собственное дело. Фактически предприниматель становится инвестором с правом ведения собственной точки на условиях франчайза.

Этот способ заработка отличается от обычного предпринимательства не только упрощенной схемой (вам не нужно ничего выдумывать, организовывать и проектировать - франшиза уже все сделала за вас), но и иным ведением бухучета. Чем же бухгалтерия для франшиз отличается от обычного ведения финансов?

Расходы

Расходы франчайзинга обычно прописываются непосредственно в условиях. Больше всего нас интересуют следующие пункты:
  • амортизация нематериальных активов. Франшиза дает предпринимателю право на использование объектов нематериальной собственности - проще говоря, товарного знака, стилистики и прочих атрибутов франшизы. Сами исключительные права на эти активы остаются у владельца (а не покупателя) франшизы. Предприниматель, купивший франшизу, должен будет регулярно отчислять франчайзеру средства на амортизацию интеллектуальной собственности. В бухучете эти активы отображаются согласно п. 38 ПБУ 14/2007;
  • регистрация договора. Обычно эти расходы оплачивает предприниматель, но иногда франчайзер может взять их на себя. В эту группу расходов входит патентная пошлина. Обычно ее указывают на счете 76.

Доходы франчайзера

Если предприниматель сам ведет франчайзинг и продает право участия, то его доходы тоже учитываются нестандартным образом. Итак, если по ОКВЭД продажа франшизы является основным направлением работы компании, то весь доход от покупателей франшизы (то есть роялти и паушальные платежи) отображаются в колонке "доходы от реализации" - это постановлено ст. 249 НК РФ.

А если по ОКВЭД франшиза - это лишь дополнительный источник дохода, в то время как основной - реализация товара? В этом случае весь доход по франшизе нужно оформлять в колонку "внереализационные доходы".

Паушальный взнос

Паушальный платеж от покупателя франшизы считается доходом от реализации франчайза. В бухучете его вносят в тот расчетный период, в который он фактически пришел. Необязательно вносить сразу всю сумму. Например, если годовой договор стоит 1 миллион рублей, бухгалтер может указывать ежемесячные поступления паушального платежа в размере 41 666 рублей. Этот метод удобнее и чаще используется на практике, поскольку распределяет налоговую нагрузку более равномерно.