Сбой соцсетей может повториться

10-10-2021, 05:58
Сбой соцсетей может повториться
Сбой в Facebook дал понять, что привычные нам сервисы могут исчезнуть в любой момент. Если мы заранее не обеспечим сохранность данных, которые создаем в интернете, то можем оказаться первым поколением, не оставившим памяти о себе, считает директор АНО «Информационная культура» Иван Бегтин.

Несколько часов без Facebook могли показаться вечностью для тех, чья работа или общение с близкими зависят от соцсети. Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь, заняв место, принадлежавшее раньше семейным альбомам, личным контактам и общественной жизни. Компания Facebook и ее сервисы Instagram и WhatsApp — наглядный пример такой социальной сети.

Сейчас представители Facebook объясняют случившееся сбоем в настройках сети. Инженеры компании совершили небольшую, но критичную ошибку и на какое-то время ключевой сегмент Facebook был недоступен из интернета. Проблема решена, но мы почувствовали, что привычные нам сервисы могут исчезнуть в любой момент. И именно поэтому я хочу поговорить о цифровой смерти — людей, компаний и создаваемых ими продуктов. 

Сервис может умереть

Любой сайт может исчезнуть, и едва ли не самая распространенная причина — это закрытие проекта или сервиса из-за нерентабельности. Например, в 2009 году компания Yahoo закрыла популярный сервис хостинга GeoCities, все произошло стремительно, и только благодаря нескольким интернет-сообществам удалось сохранить большую часть сайтов с хостинга — скорее вопреки, чем благодаря усилиям компании. 

В 2018 году компания Google закрыла Google Plus — социальную сеть, которая хотя и создавалась крупнейшим игроком отрасли, но не выдержала конкуренции с другими соцсетями и сервисами.

Российская социальная сеть «Яндекс.Район» была закрыта в декабре 2020 года — также из-за недостаточного, с точки зрения компании, успеха. 

Кроме пропавших в сети проектов крупного бизнеса, еще больше сообществ, социальных сетей, онлайн-игр, информационных ресурсов исчезает вместе с окончанием финансирования стартапов, из-за сбоев у хостинг-провайдеров или действий хакеров.

Например, многие крупные веб-сайты в мире были недоступны из-за аварии у провайдера Fastly, а многие могли исчезнуть во время пожара у хостинга OVH.

Так почему мы считаем, что Facebook вечен? Потому что он «слишком большой, чтобы упасть»? Или из-за конспирологических теорий о том, что его используют спецслужбы? Или бизнес-модель соцсети настолько успешна, что может существовать вечно? 

На самом деле компании создают свои продукты для извлечения прибыли, и пока прибыль или возможность привлечения инвестиций есть, они их развивают. А если нет — отказываются от них. Проекты умирают вместе с бизнес-моделями, инфраструктурой, основателями, потому что перестают  соответствовать эпохе (как вполне глобальный бизнес по поставкам льда после изобретения холодильников) или просто потому, что приходит их время умереть.