Российские военные закупают сотню иностранных вертолетов (ФОТО). Свои не годятся

22-02-2012, 15:59
Российские военные закупают сотню иностранных вертолетов (ФОТО). Свои не годятся
Российские военные закупают сотню иностранных вертолетов (ФОТО). Свои не годятся 19 марта Министерство обороны проведет конкурс на поставку 45 легких многоцелевых вертолетов иностранного производства. Начальная стоимость контракта - 6,06 млрд рублей, сообщают "Ведомости" со ссылкой на сайт госзакупок. Российские самолеты также не пользуются спросом, регулярно терпя поражение в международных тендерах.

Речь идет о закупке вертолетов AS350 и AS355 Ecureil производства европейской компании Eurocopter (подразделение EADS, сборочный завод расположен во Франции). Всего планируется закупить более 100 AS350 и AS355.

Главком ВВС Александр Зелин еще 13 февраля заявил агентству "Интерфакс", что для армейской авиации планируется закупить учебные вертолеты иностранной разработки, собранные в России. Отверточной сборкой этих вертолетов в Ленинградской области планирует заняться "Хелипром-СПб", что позволит ввезти эти вертолеты мимо монопольного госпосредника "Рособоронэкспорта".

Размер заказа - 100 вертолетов: это будет третья по величине импортная закупка после двух французских вертолетоносцев Mistral (1,15 млрд евро) и планов по закупке 1775 бронемашин Iveco LMV (0,8 млрд евро).

Впервые Минобороны России купит технику, прямо конкурирующую с российскими машинами, предлагаемыми на экспорт, констатирует эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Именно сейчас минобороны Индии подводит итоги тендера на 197 машин, в финал которого вышли российский Ка-226 и европейский AS350/355.

Всего Минобороны до 2020 года планирует закупить около 1000 вертолетов, в том числе учебные "Ансат", Ка-226 и Ми-34, которые производят предприятия холдинга "Вертолеты России".

Военным остро нужны учебные вертолеты, а Ка-226 и "Ансат" - все еще достаточно сырые машины, Ми-34 вообще пока не завершил испытаний, считает Макиенко.

Эксперт в области вертолетной техники полковник запаса Евгений Матвеев считает, что "летно-технические характеристики вертолетов выбраны так, что определить победителя в обеих категориях не представляет никакой сложности и без проведения тендера - это вертолеты AS350/AS355 разработки и производства европейского концерна "Еврокоптер".

По его мнению, предполагаемый аукцион нельзя назвать конкурсом, поскольку он предполагает "полное отсутствие соперничества": "Характеристики списаны с этих вертушек, поэтому другие вертолеты могут даже не беспокоиться. Чего стоит только требование о правом вращении несущего винта?!" - заявил он "Интерфаксу".

Эксперт считает, что вопрос о закупке европейских вертолетов "давно решен": "Подведение итогов аукционных торгов - 19 марта, а 25 ноября 2012 года уже предусмотрена поставка вертолетов. Это не просто сжатые, а очень сжатые сроки. Кто из ведущих производителей, загруженных на пару лет вперед, сумеет в такие сроки построить 45 вертолетов?! По неофициальной информации, вертолетостроитель уже приступил к реализации данного контакта".

"В условиях конкурса нет ни слова о производстве вертолетов и услуг. При таком крупном заказе нужно настаивать на производстве внутри страны. По существу, на бюджетные деньги мы финансируем рабочие места в Европе", - добавил Матвеев.

Российская авиация регулярно проигрывает в тендерах за рубежом из-за отсталости технологий

Россия отметилась за последние годы провалом на международных тенедерах по поставкам авиатехники. Причем это произошло на рынках, которые являлись ключевыми еще со времен СССР. К тому же иностранцы не торопятся закупать новые партии отечественной авиатехники, предпочитая экономить за счет модернизации имеющихся машин. А то и просто боясь российских самолетов, что чересчур часто падают.

С одной стороны, получил сертификат долгострой SuperJet-100, а государство создало задел на будущее, заключив ряд контрактов на десятки SSJ-100 и МС-21. Однако закон сохранения энергии еще никто не отменял, и если где-то прибыло, значит, где-то убыло: недавний проигрыш на традиционно "нашем" индийском рынке и наводит на мрачные мысли, отмечало недавно агентство РБК.

Напомним, в октябре 2011 года стало известно, что Россия проиграла США в битве за право поставить Индии 22 ударных вертолета. "Ночным охотникам" Ми-28Н предпочли американские Apache AH-64D разработки Boeing.

Далее "тендер века" на поставку индийским ВВС 126 многоцелевых истребителей в конце января выиграла Франция со своими Rafale. В конкурсе участвовали также американские истребители F-16 и F-18, шведский Gripen NG и европейский Typhoon консорциума Eurofighter. Российский МиГ-35 вылетел из соревнования в апреле прошлого года. Отметим, что победа французов еще не окончательна: окончательное соглашение на поставку машин будет подписано не раньше апреля, а по данным источников ИТАР-ТАСС, Великобритания сейчас прилегает усилия, чтобы развалить сделку в пользу своих Typhoon.

Но российским МиГам это уже не поможет. Как отмечает "РБК", иностранные покупатели российской авиатехники в последнее время проявляют заметную осторожность, так как страны, на вооружении которых уже находились отечественные МиГи, неоднократно жаловались на сложности с послепродажным обслуживанием самолетов. По утверждениям представителей индийской стороны, "Рособоронэкспорт" создавал множество сложностей в системе поставок запчастей. ВВС Индии в буквальном смысле были вынуждены проводить тендеры на поставку запчастей для самолетов и вертолетов российского производства.

Также важный момент "против" - аварийность российских машин. За последние два-три года Индия потеряла не один десяток МиГов, их даже стали называть "летающими гробами", пишет издание. Они разбиваются даже в России. Так, в сентябре прошлого года МиГ-31 рухнул под Пермью, оба пилота погибли. Ранее, в июне МиГ-29КУБ упал под Астраханью, экипаж также погиб.

Еще один аргумент против закупки российского военного авиапрома - отсутствие в нем надобности. Ряд прежних стран-клиентов не вступали в последние годы в военные конфронтации, что позволило им сохранить ресурс по стоящим на вооружении МиГам. Другие предпочитают модернизировать имеющиеся самолеты, это в разы дешевле покупки новых.

@ NEWSru.com