Исследователи поняли, зачем людям нужно чувство стыда

29-02-2016, 20:38
Исследователи поняли, зачем людям нужно чувство стыда

Международная группа исследователей пришла к выводу, что чувство стыда возникло в ходе эволюции как механизм, обеспечивающий выживание группе. С результатами работы можно ознакомиться в журнале PNAS, а кратко о ней сообщает RNS.

Чтобы проверить гипотезу, ученые провели кросс-культурное исследование, в котором участвовало 900 человек из США, Индии и Израиля. Участники должны были описать свои ощущения в нескольких вымышленных ситуациях, где их поведение привело бы к осуждению со стороны окружающих. Данные формы поведения, в частности, были связаны с жадностью, неверностью, физической слабостью. Участники первой группы отвечали, какие чувства они будут испытывать к человеку, демонстрирующему данные качества, участники второй группы описывали чувство стыда и его интенсивность, которое они испытывали бы, будучи обладателями перечисленных отрицательных качеств.

«Мы обнаружили удивительно сильную связь между негативной реакцией на людей, ведущих себя предложенным образом, и чувством стыда у людей, которые представляли, что совершают эти действия», — отмечают авторы исследования.

Ученые подчеркивают, что осуждающая реакция и чувство стыда могут варьироваться в разных сообществах. Однако исследователи обнаружили несколько «универсальных» отрицательных черт, которые вызывают стыд. К ним относятся жадность, отсутствие амбиций и неверность. В США, Индии и Израиле результаты опросов, касающихся данных черт, в значительной степени совпадали.