Астрономы получили прямое изображение потока материи, бьющего из черной дыры

27-04-2023, 04:17
Фото Event Horizon Telescope Collaboration
Астрономы получили прямое изображение потока материи, бьющего из черной дыры

Ученые смогли получить изображение черной дыры в центре галактики M 87 и бьющую из нее струю материи. Статья об этом опубликована в Nature.

В 2019 году астрономы смогли получить первое в истории прямое изображение сверхмассивной черной дыры, находящейся в центре галактики M 87 в 53,5 млн св. лет от Земли. Это было сделано методом интерферометрии, то есть, астрономы связали в единую сеть множество телескопов, и накапливали изображения в миллиметровом диапазоне на протяжении долгого времени. Тогда на снимке была видна черная пустота и окружающий ее светящийся «нимб», скорее всего, состоящий из раскаленной материи.

Теперь ученые смогли получить новое изображение черной дыры, но в другом диапазоне — 3,5 мм вместо 1,3. Чем больше длина волны, в которой ведется наблюдение, тем меньше резкость изображения при прочих равных условиях, но зато смена диапазона позволяет обнаружить другие объекты. Так, на этот раз астрономам с помощью радиотелескопа GMVA удалось получить снимки не только черной дыры, но и выходящего из нее джета материи — релятивистской струи. В этом диапазоне аккреционный диск вокруг дыры выглядит гораздо более крупным, а выходящий из дыры джет явно выходит из нее.

Существование этого джета, выходящего далеко за пределы галактики M 87, было очевидно и раньше, и он отлично виден на других снимках телескопов. Однако лишь теперь астрономы получили изображение, как он выходит из дыры.