В проблемах главного водохранилища Первоуральска разбираются ученые

5-09-2023, 17:58
Фото Кравчук Максим / www.pervo.ru / erid:
В проблемах главного водохранилища Первоуральска разбираются ученые

Уровень главного первоуральского водохранилища – Верхне-Шайтанского пруда – за лето понизился на 2,5 метра. Для того чтобы обеспечить Первоуральск водой, власти подключили резервный источник – Новомарьинское водохранилище. Однако это не панацея, нужна стратегия для бесперебойного водообеспечения, считают в мэрии Первоуральска. Для ее разработки привлекли ученых-гидрологов. 

Причина засухи
Первоуральск получает воду из двух источников: Верхне-Шайтанского пруда и Нижнесергинского водовода, в критических ситуациях – и из Ревды. Рабочий уровень Верхне-Шайтанского пруда составляет 7 метров. Сейчас отметка упала до 4,5 метра.

«Мы решили вопрос с водообеспечением Первоуральска. К радикальным мерам – частичному отключению районов или подаче воды по часам – прибегать, к счастью, не пришлось. Да, пострадало качество воды: произошло смешение потоков, потребовалась экстренная промывка сетей, но ситуация в настоящий момент стабилизирована», – прокомментировал ситуацию вице-мэр по ЖКХ Денис Поляков.

На разведку к линейке водозабора вышел гидролог, доцент кафедры водного хозяйства и технологии воды УрФУ Дмитрий Клименко. По его словам, ситуация критическая не только в Первоуральске – регион бьет тревогу, поскольку существенно снизился уровень воды в крупных водоемах. Это не какая-то аномалия последних лет – колебания метеорологических и гидрологических параметров цикличны. Иными словами, маловодные периоды сменяются многоводными, периоды засух – периодами дождей. Продолжительность этих циклов, по оценкам ученых, составляет на Урале от 40 до 50 лет, т. е. маловодные годы сменяются многоводными в среднем через 20–25 лет. Например, известна засуха 1972–73 гг. И, наоборот, известны катастрофические наводнения на Урале, случавшиеся в 1914 г. и 1927 гг. (Нижний Тагил), 1979 г. (весь Средний Урал), 2016 г.

«То есть подобные явления наблюдались и раньше. Однако продолжительность данных циклов сопоставима с большей частью сознательной жизни людей, поэтому обычный человек часто не может проводить аналогии с прошлыми многоводьями или маловодьями, потому что в течение своей жизни элементарно их не видел» , – поделился Дмитрий Клименко.

Исторически сложилось так, что в маловодных районах проблему дефицита воды решают строительством водохранилищ.

Бобры не виноваты
Верхне-Шайтанское водохранилище на реке Большая Шайтанка построено в 1858 г. Его водосборная площадь составляет всего 118 квадратных километров. Естественный минимальный сток реки к плотине водохранилища в летние месяцы засушливых лет может составлять, по данным расчетов, около 10 тыс кубометров в сутки, а в зимние месяцы почти в два раза меньше.

В средние по водности годы приток к водохранилищу примерно соответствует мощностям водозабора и составляет около 30 тыс. кубометров в сутки. Причина такого несоответствия мощности водозабора природным «возможностям» реки в том, что и плотину, и водохранилище строили еще в XIX в., когда Первоуральск потреблял воды гораздо меньше. Вероятно, первая реконструкция плотины в 1964 г. как раз и имела своей целью привести в соответствие объемы водохранилища потребностям города. Однако в настоящее время ресурсы Большой Шайтанки используются «на пределе», наращивание высоты плотины и увеличение объема водохранилища не решат проблему недостатка в воде в засушливые годы, река, питающая водохранилище, – совсем малая, и ее ресурсы небезграничны.

Современный полезный объем Верхне-Шайтанского водохранилища составляет менее 2,5 млн кубических метров. Но в условиях маловодных лет и постоянных потребностей города в воде водоем не удается заполнить до этой величины.

В настоящий момент водохранилище опорожнено, по сути дела, до минимальных проектных отметок. В результате оголовки труб создают взвесь и зачерпывают иловые отложения со дна. По-другому просто невозможно, т. к. опустить оголовки труб ниже некуда, а чтобы поднимать – нет достаточного уровня воды. Водохранилище практически очищено от ила, слои иловых отложений – не более 30 см. По меркам уральских водоемов это означает, что ила на дне практически нет.

Некоторые местные жители возлагают вину за случившееся на бобров, которые строят плотины на речках, питающих пруд, и предлагают начать отстрел животных. Однако, как заявил Дмитрий Клименко, бобры не виноваты в проблемах водохранилища: их запруды – капля в море, и критичного влияния на ситуацию не оказывают.

Как спасти пруд?
Спасение водохранилища на случай очередных засушливых сезонов на данном этапе видится в создании дополнительных резервуаров и переброске части объема воды из них в Верхне-Шайтанское водохранилище в периоды маловодий. Река Большая Шайтанка, вероятно, для этих целей не подходит – слишком мала водосборная площадь выше по течению, а объем аккумулированных запасов воды, по самым приближенным оценкам, нужно увеличить почти в три раза. Для этих целей более бы подошла река Шайтанка, впадающая в Чусовую с левого берега, в районе станции Подволошная.

Вероятно также пополнение Верхне-Шайтанского водохранилища за счет артезианских скважин и ресурсов Пильненского пруда. Однако последний гораздо меньше по объему, чем Верхне-Шайтанское, и это будет лишь временным решением проблемы на период не более месяца.

Администрация Первоуральска намерена привлечь экспертов для разработки конкретных шагов в случае последующих климатических изменений. Уже в сентябре состоится экспертный совет с участием гидрологов, мэра Игоря Кабца и его ключевых заместителей.