Первоуральскому педагогу присудили областную премию

Фото / erid:
Первоуральскому педагогу присудили областную премию
Первоуральский педагог стала одним из победителей областного конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в 2021 году. В число 29 сильнейших включили Юлию Бычкову, учителя географии школы №4. Можно сказать, что это успех и «Детей капитана Гранта», и других книг, которые помогают открывать мир одной из древнейших наук.

Материк литературы

Такое сочетание художественной литературы и географии, как и использование достижений современности, например, снимков из космоса – это один из приемов в арсенале педагога. В 2019 году он уже помог Юлии Аркадьевне выиграть городской конкурс «Учитель года». На очном туре она провела открытый урок, где на контурной карте вычерчивали как раз путь героя. 

– Вот уже шесть лет я системно занимаюсь технологией продуктивного чтения Наталии Светловской. Считаю, что это позволяет добиваться прочного усвоения учащимися знаний по географии. О чем идет речь? Мы в тексте находим какой-то объект, описание природного явления или процесса. Потом уже идет поиск информации в карте. Эта технология формирует познавательные универсальные учебные действия: владеть смысловым чтением; устанавливать причинно-следственные связи; представлять информацию в разных формах – рисунок, таблица, схема, диаграмма. А также развивает коммуникативные навыки и умение оценивать степень и способы достижения цели. В итоге помогает учащимся прочно усваивать знания по географии, – пояснила собеседник.

Выбор же литературы зависит от класса. Самое благодатное произведение, с точки зрения географии, это «Дети капитана Гранта». Тут и координаты, и географические объекты, и природа разных материков. Роман Жюля Верна помогает в седьмом классе. Если взять 8 класс, интересен Вениамин Каверин и его «Два капитана». Здесь, к примеру, идет сопоставление объектов из текста с существующими. Например, упоминаемый в романе Ленинград сменил название. 

Опыт Юлии Бычковой по применению продуктивного чтения был обобщен на уровне школы и рекомендован к распространению. Юлия Аркадьевна разработала методическое пособие «Формирование УУД на уроках географии посредством технологии продуктивного чтения», где в качестве примера приведены образцы технологических карт уроков географии в 7 классе по теме «Южная Америка». Отметим, что методическое пособие было удостоено диплома 1 степени в номинации «Педагогическая технология, наиболее эффективно реализующая ФГОС» в рамках Национальной премии в области образования «Элита российского образования». А также диплома 2 степени на муниципальном конкурсе-выставке методической продукции «Калейдоскоп педагогических идей-2020» в номинации «Методические разработки, обеспечивающие реализацию требований ФГОС общего образования». 

Острова опытов

Еще одна наработка учителя географии – это проведение экспериментов. Как говорит Юлия Аркадьевна, ее предмет предполагает и наглядное представление информации. На уроках не всегда можно проводить подобные практикумы, поэтому ученики какие-то эксперименты ставят дома. Юлия Бычкова разработала элективный курс для седьмого класса.

– Наглядные представления опытов позволяют учащимся лучше разобраться в изучаемых понятиях, побуждают к активной познавательной деятельности как на уроках, так и вне их. Например, сила Кариолиса, воздействие атмосферного давления, – поясняет педагог. – А в шестом классе знакомимся с различными метеорологическими приборами.

Вызовом времени для педагогов и учеников стал переход на дистанционные технологии образования в марте 2020 года. За это время у Юлии Аркадьевны сформировался свой банк эффективных приемов обучения. Опыт работы по этой теме она представила на городском семинаре для заместителей руководителей образовательных организаций.

– Использование цифровых образовательных ресурсов стало уже нормой в нашей учительской практике, – продолжила педагог. – С 2020 года наша школа выбрала для обучения и оценивания учебных достижений учащихся платформу РЭШ, которую я освоила.  А в текущем учебном году я стала участником проекта «Цифровая платформа персонализированного образования для школы», который реализуется в рамках программы благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Она содержит обучающие модули по всем предметам школьной программы, а также авторские модули для углубленного изучения материала и кросс-предметных исследований. Система позволяет учителям продолжать эффективное обучение учеников, а ученикам – заниматься самостоятельно. Я веду уроки географии в пятых классах с использованием ШЦП и являюсь классным руководителем 5-а, вовлеченного в данный проект.

Море достижений

То, что география, действительно, интересна школьникам, подтверждает успеваемость. Все учащиеся успешно осваивают программу. Это при том, что предмет не является профилирующим при поступлении в вуз, и на ЕГЭ его выбирают нечасто, в отличие, скажем, от обществознания. Обучающиеся активно и результативно участвуют в предметных олимпиадах, ежегодно становятся призерами и победителями научно-практических конференций, творческих конкурсов разных уровней. Так, Иван Гребенщиков стал призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии. Ксения Патлусова – лауреатом первой степени Всероссийского заочного конкурса «Шаги в науку», а Нина Корнилова – лауреатом первой степени Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Юность. Наука. Культура».

В завершившемся учебном году команда учащихся 10-а из четырех человек участвовала в заочном третьем Чемпионате по географии, который проводит Русское географическое общество. Команда вышла в финал и заняла 11 место. Десятиклассники участвовали в международном географическом фестивале «Моя Земля» – в турнире по географическому брейн-рингу, и удостоены диплома II степени. Еще в этом году Юлию Аркадьевну приятно порадовало, что ребята, выбравшие ЕГЭ по географии, получили очень хороший результат. Один выпускник набрал 92 балла.

Работа педагога, разумеется, не ограничивается преподаванием. Юлия Аркадьевна вместе со своим классом бывает с экскурсиями на предприятиях области. И не только для профориентации. Как говорит собеседник, изучали паровые и газовые турбины – и интересно было увидеть воочию, побывав в Екатеринбурге на турбинном заводе. Затем вот уже четвертый год Юлия Бычкова является организатором площадки Географического диктанта в школе №4. 

– Меня радует, что людям интересна наука о Земле, они хотят больше знать об окружающем нас мире в целом. Сейчас как раз идет изучение и освоение Арктического шельфа. Неслучайно три года назад президент страны подчеркнул, что география должна изучаться в старших и средних классах, так как предмет служит основой формирования патриотических ценностей, культурной, национальной идентичности и самосознания, – убеждена учитель школы №4.

106 человек приняли участие в конкурсе на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в Свердловской области в 2021 году. 29 из них стали победителями. Размер премии – 200 тысяч рублей.