За девять месяцев 2023 года в Банк России поступило 233 жалобы от жителей Свердловской области и Первоуральска на навязывание дополнительных услуг. Это на 38% больше, чем год назад.
В банках клиенты чаще всего сталкиваются с навязыванием при оформлении потребительского кредита, реже – при заключении договора ипотеки. Кредиторы могут навязать страховки, например, от несчастных случаев или болезни, а могут настоятельно предложить клиенту купить услуги «Помощь на дороге», «Телемедицина» или СМС-информирование. Нередко банки включают стоимость дополнительных услуг в сумму кредита. Соответственно, платежи по нему существенно вырастают.
С навязыванием сталкиваются клиенты и микрофинансовых организаций (МФО). Чаще всего это происходит при оформлении онлайн-займов. МФО могут включить в договор платные услуги по юридическому сопровождению, электронный курс финансовой грамотности, услугу «Финансовый помощник» и даже помощь астролога или ветеринара.
Он отметил, что покупка допуслуг не должна быть обязательным условием выдачи кредита или займа. При этом сами по себе дополнительные услуги могут быть полезными для заемщика, но их приобретение должно быть осознанным. Банкам и МФО запрещено заранее проставлять в документах на кредит или заем галочки, означающие согласие заемщика на оплату дополнительных услуг.
Банк России напоминает, что от любых навязанных услуг можно отказаться в течение 14 календарных дней после оформления договора, с января 2024 года период охлаждения увеличен до 30 дней.