11 апреля - День освобождения узников гетто и нацистских концлагерей

Фото / erid:
11 апреля - День освобождения узников гетто и нацистских концлагерей
11 апреля - День освобождения узников гетто и нацистских концлагерей "Шумел сурово брянский лес…" - эта песня по-особому волнует М.М. Мамаеву, ведь именно в брянских лесах она партизанила с тринадцати лет. В отряде был и ее отец.

В самом начале войны на Брянщине разворачивалось, набирало силу партизанское движение. Мужчины и парни деревни Мамаевка ушли в лес. Оставшиеся в деревне жители помогали партизанам.

Пробирались по ночам народные мстители в деревню за продовольствием. Нередко здесь лечили раненых, умудряясь прятать их от полицаев и карателей.

Летом 1942 года гитлеровцы сожгли деревню дотла, жителей расстреляли. Мария с матерью избежали казни: успели спрятаться в лесу.

Когда каратели уехали, они вернулись на пепелище, построили землянку. Связь с партизанами по-прежнему поддерживали. В мае 1943 года при возвращении матери и дочери из леса их схватили немцы.

- Допрашивали в комендатуре, которая находилась в деревне Николаевка, - рассказывает М.М. Мамаева. - Избивали нас и поодиночке, и вместе. Фашист засунул мою голову в печку, загорелись волосы. Потом он поставил мне под лопатку укол и выпнул из здания комендатуры. На улице под охраной стояла мама. Я лежала, распластавшись, на земле. Маме разрешили меня поднять, и нас с ней тут же погнали куда-то. Думали, что на расстрел или виселицу. Но, оказалось, в концлагерь в белорусском городе Лида.

Мария с трудом преодолела этот путь: видимо, от укола с какой-то страшной жидкостью ее тело покрылось волдырями. Они лопались, гноились. Конвоиры хотели пристрелить ее как заразную. Но спас немецкий медик: присыпал волдыри порошком.

В Лиде Марию разлучили с мамой. Дочь привезли в лагерь неподалеку от аэродрома. Заключенные строили посадочную площадку. Жили в сарае, в антисанитарных условиях. Кормили один раз в день жидкой баландой и кусочком чего-то, отдаленно напоминающего хлеб. Одежда и обувь были ветхими и не по размеру, сообщает "Вечерний Первоуральск".

Летом 1944 года Марию отправили батрачить к богатому хозяину. Опять была изнурительная работа. Правда, чуть получше питание. Советские войска освободили пленников. Девушка наконец-то встретилась с мамой. Приехали они в город Мглин Брянской области. Их нашел бывший командир партизанского отряда. От него узнали о том, что еще в 1943 году их отца вместе с другими захваченными партизанами каратели заживо сожгли в бане. Бывший командир помог устроиться на работу в колхоз и получить жилье. Поселили их в комнате на 8 человек. Теснота, но ведь это жизнь на свободе! Ее "глоток" дорого стоил! Через некоторое время колхоз выдал деньги на строительство небольшого домика.

Так они вместе с мамой проработали несколько лет в колхозе. У Марии ухудшилось здоровье, и не смогла уже здесь работать. Вышла замуж. Но вскоре супруги расстались.

Решила молодая женщина уехать на Урал. В Первоуральске устроилась на швейную фабрику, где трудилась более двадцати лет.

@ www.pervo.ru