В Первоуральске открылась необычная художественная выставка

Фото / erid:
В Первоуральске открылась необычная художественная выставка
В Первоуральске открылась необычная художественная выставка

12 апреля в Первоуральске открылась необычная выставка, одновременно включающая в себя работы фотографа Андрея Гомзикова и художника Ивана Чухарева. Переплелась и направленность их творчества: Гомзиков показывает фотографии современного Первоуральска, а Чухарев отображает на своих работах историю города. Идея выставки пришла не случайно — у обоих участников в этом году юбилейные дни рождения.

Выставку почему-то хочется назвать «Постнемецкой», по крайней мере ту ее часть, которую представляет художник Иван Чухарев. Автор в своем творчестве очень увлечен урбанизмом, природные пейзажи его интересуют меньше. Каменные джунгли «Еврейского района» (так называет Иван исторический центр Первоуральска) — именно эти пейзажи так нравятся автору. Причем интересно еще и то, что старинные дома сталинской эпохи представлены в историческом ракурсе. Так на работах Ивана можно увидеть что-нибудь из середины 80-х годов: магазинчики, люди, и многое другое из города тех времен. Его работы пропитаны любовью к этим местам и, быть может, ностальгией по временам собственной молодости — этом году художнику исполняется 50 лет.

— Помню, на Чкалова, 38 раньше был замечательный магазин часов, — рассказывает Иван Чухарев. — А рядом, в этом же доме, был магазин грампластинок «Мелодия». Сейчас, если не ошибаюсь, там продают одежду. Эти дома мне очень нравятся, ведь это первые каменные дома в Первоуральске. Они архитектурно красивы, и когда к нам приезжали в гости немцы, я подарил им одну из гравюр с этим домом. Немцам очень нравятся его квадратные формы.

В 30-х годах в этих домах селились русские инженеры, строившие Новотрубный завод, номенклатура и интеллигенция. Одним словом — элита. Отсюда и народное название «Еврейский район». Через дорогу от этих домов были Ворошиловские бараки. По словам художника, условия жизни там были как в концлагерях.

— Тот же сталинский стиль, старая улица Ильича, уже менее кубичные, — говорит Иван. — Их строили пленные немцы. Очень жаль, что это не сохраняется сейчас.

Иван Чухарев бережно переносит на холст все великолепие домов старой постройки несколькими способами: цветная тушь и гравюра. Последний способ наиболее любим Чухаревым. Он владеет несколькими техниками гравюры, самые распространенные: линогравюра и ксилография, немецкая техника.

— На этой выставке вообще много всего немецкого, — рассказывает наставник Ивана Чухарева руководитель народной студии «Изограф» Владимир Сусанов. — Мало кто знает, но, по легенде, старый район не только построен немцами, но даже спроектирован одним из них. Это был пилот немецкого истребителя, которого сбили в первые дни войны. По образованию он был архитектор. Звали его Отто, а самолет, который он пилотировал, «Мессершмитт», поэтому его так и прозвали: Отто Мессершмитт.

Помимо домов старой постройки у художника много работ, посвященных более современным спальным районам. Есть также и частичка истории, старые поселения Слобода и Нововоуткинск изображены в том виде, в котором могли бы выглядеть 350 лет назад.

— Сейчас я собираюсь сделать еще несколько гравюр, посвященных Билимбаю, — делится планами Иван Чухарев.
На работах Андрея Гомзикова не так четко отображается история города, скорее это каждый раз его собственная история, которая на миг появилась у него в голове.

— Вот моя работа «Прощание», — рассказывает Андрей. — Каждый человек испытает свое настроение глядя на нее, но лично мне немного грустно. Я как-то раз возвращался от своей матери, и проходил мимо этого дома. Повернулся к нему, смотрю: огонек горит. На миг представил, что я — гость, который только что вышел из этого дома и прощается с хозяевами. Мне стало тогда немного грустно, так и родилась эта фотография. Хотя еще за минуту до этого никакой грусти не было и в помине.

Работы Андрея передают не настроение, а словно атмосферу, в которой настроение должно родиться. Многие фотографии сделаны на закате.

— Закаты — это моя слабость, — делится фотограф. — Летом я каждый вечер хожу по пруду. Само по себе небо фотографировать неинтересно. Земля или вода преображают вид.

Андрей много фотографирует у воды. На вопрос, специально ли это делается, отвечает — «нет». Но нельзя не отметить, что многие фотографии становятся более живыми именно из-за отражения в воде, сообщают Городские Вести.

— Вода навевает лирическое настроение, — поясняет Гомзиков. — Не зря ведь говорится, что можно долго смотреть на огонь и на воду.
Посетители Выставочного центра по долгу всматриваются в его работы. Кому-то просто нравится удачный кадр, другие впечатлены ракурсом, третьи — спорят о том, как было бы лучше сделать этот снимок. Главное — никто не остается равнодушным.

— Мне очень нравятся эти работы, — говорит посетитель Елена Гвоздева. — Больше всего фотография «Живые камушки», там воробьи сидят на земле, греются. Фотографировать я и сама люблю. Раньше всегда, когда ездила в отпуск, привозила очень много фотографий. А недавно мне подарили фотоаппарат получше. Не «зеркалку», конечно, но сейчас мой интерес к фотографии сильно вырос.

Руководитель народной студии «Изограф» Владимир Сусанов:
«Когда мы начинали, это было в 1984-м, все воспринимали нашу работу, как праздность. А на моих учителей вообще было постоянное гонение. Постоянно шла война. Но в то же время, из рядов тех самых партократов были и хорошие люди. Сергей Портнов, первый мэр Первоуральска, помог нам с мастерской. Когда произошел буржуазный переворот, нас оттуда выгнали. Местным «шайтанам» не надо было ничего. Они еще говорили про нас: «Когда они из штанишек вырастут», — считали искусство детской забавой. Хотя у меня в школе были взрослые люди — рабочие, интеллигенция. Мне отрадно, что сегодня ситуация поменялась. Сегодня в выставочном центре я вижу возрождение культуры города, вижу новый этап развития.»

@ www.pervo.ru