В региональном Минфине обсуждают, как помочь муниципалитетам с проблемой земельных платежей

Фото / erid:
В региональном Минфине обсуждают, как помочь муниципалитетам с проблемой земельных платежей
В региональном Минфине обсуждают, как помочь муниципалитетам с проблемой земельных платежей О необходимости разработки совместных действий и реализации рекомендаций Правительственной комиссии Свердловской области по укреплению финансовой дисциплины и мобилизации доходов бюджета, прошедшей в январе текущего года, говорили участники заседания «Круглого стола», которое состоялось в областном Минфине и было посвящено актуальным проблемам роли земельных платежей в формировании доходной части местных бюджетов.

Участниками этого мероприятия стали представители Управления Росреестра по Свердловской области, Кадастровой палаты Свердловской области, Управления ФНС России по Свердловской области, Прокуратуры Свердловской области, Арбитражного Суда Свердловской области и крупных муниципалитетов в Свердловской области - Екатеринбурга, Каменск-Уральского, Нижнего Тагила, Первоуральска, Серова, Краснотурьинска, Ревды и Артемовского.

Напомним, что ряд законодательных поправок дал возможность арендаторам и владельцам земельных участков оспаривать их кадастровую стоимость при наличии отчета оценщика о рыночной стоимости.

В своем вступительном слове министр финансов Свердловской области Галина Кулаченко подчеркнула, что вопросы, связанные с разработкой практических шагов по решению проблем, связанных с оспариванием кадастровой стоимости земли, инвентаризации земельных участков, расположенных в территориях, и иных мероприятий, направленных на развитие доходного потенциала муниципалитетов, являются на сегодняшний день очень актуальными.

Пик массового обращения в суды собственников (арендаторов) по вопросу признания кадастровой стоимости равной рыночной достиг в середине 2012 года.

В 2012 году в Арбитражный Суд Свердловской области было подано около 500 таких исков, половина из них приходится на город Екатеринбург». При этом в 98 процентах рассмотренных дел судами приняты положительные решения. В 1 квартале этого года в Суды уже подано более 260 исков по вопросу признания кадастровой стоимости равной рыночной.

Если не принимать никаких мер, то только по принятым судами решениям муниципальные образования в Свердловской области могут уже в этом году «недосчитаться» в доходах местных бюджетов до 700 млн.рублей.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Свердловской области Марина Черкасова отметила, что каждый хозяйствующий субъект вправе пользоваться законными механизмами защиты своих интересов, но только в том случае, если кадастровая стоимость действительно в несколько раз превышает рыночную!

Однако, как показывает анализ арбитражной практики, в большинстве случаев истцы злоупотребляют своим правом и манипулируют юридическими понятиями, чтобы снизить обязательные платежи за землю, заявляя в исках цену, явно несуществующую на рынке.

Как пояснила министр финансов Свердловской области Галина Кулаченко, региональный Минфин был вынужден рекомендовать многим главам муниципалитетов проанализировать эту непростую ситуацию, «просчитать» последствия для своих бюджетов и принять неотложные меры. Галина Кулаченко отметила, что, в настоящее время ситуация несколько стабилизировалась: удалось обратить внимание Глав муниципальных образований на серьезность данного вопроса и необходимость активной позиции в разрешении этой проблемы, начиная от постоянного мониторинга до участия представителей в судебных заседаниях. Во многих муниципалитетах приняты решения о финансировании за счет средств местных бюджетов проведения работ независимых оценщиков по определению рыночной стоимости «спорных» земельных участков в случае, если стоимость аналогичных земельных участков на рынке превышает заявленную в иске. Активно занялись этим вопросом администрации Екатеринбурга, Первоуральска, Заречного и Нижнего Тагила.

В некоторых случаях муниципальные образования стали привлекаться в качестве третьей стороны для участия в делах по искам, где оспаривается стоимость земельных участков, принадлежащих частным лицам.

Кроме того, началась практика, когда истцы, пользуясь отчетом, подготовленным Администрацией муниципального образования, изменяют исковые требования и просят установить кадастровую стоимость в размере, указанном в отчете Администрации.

По словам заместителя Управления ФНС России по Свердловской области Марины Рябовой, важным событием в марте 2013 года стали принятые решения Арбитражного Суда Свердловской области и постановление ФАС Уральского округа, которыми закрепляется, что решение суда по иску с требованием об изменении кадастровой стоимости земельного участка не является основанием для перерасчета земельного налога за прошлые периоды, предшествующие принятию такого решения. Таким образом, суды поддержали позицию налоговых органов об отсутствии оснований для «возвратов» земельного налога за прошлые периоды.

Кроме того, Галиной Кулаченко была озвучена вторая проблема - это актуализация баз данных имущественных объектов, которая остро стоит в преддверии введения налога на недвижимость. Так, сведения о количестве земель населенных пунктов, содержащиеся в базе данных налоговых органов, не соответствуют той информации, которой располагает Управление Росреестра по Свердловской области. Сопоставляя данные отчетности ведомств, можно сказать, что в базе налоговых органов отсутствуют сведения по 330 тысячам земельных участков, имеющимся в базе данных Кадастровой Палаты, что имеет непосредственное влияние на доходные источники муниципальных бюджетов.

Региональный Минфин занимает активную позицию в поисках решений проблемы с земельными платежами и готов выступить в роли координатора по взаимодействию органов местного самоуправления, органов регистрационного, кадастрового учета и налоговиков по вовлечению в налоговый оборот земельных участков.

Также на заседании было принято решение о необходимости внедрения опыта других субъектов РФ, в частности Переславского муниципального района Ярославской области, по организации совместной работы органов кадастрового учета, налоговых органов и муниципальных образований по актуализации баз данных. При этом Галиной Кулаченко было отмечено, что муниципальные образования должны знать свои потребности по финансированию мероприятий по инвентаризации земель для того, чтобы решать этот вопрос в рамках муниципальных целевых программ или в ходе проведения согласительных комиссий.

@ www.pervo.ru