«Как это работает»: дорожная техника – фреза

Фото / erid:
«Как это работает»: дорожная техника – фреза

Технология, при которой отжившее асфальтовое покрытие удаляет спецмашина, пришла к нам с Запада. Первоначально существовало два способа срезки. Первый, горячее фрезерование, когда асфальт разогревался и затем удалялся, оказался неэффективным. Поэтому теперь старую шкуру с дорог удаляют холодным способом. Этот вариант весьма экономичен, и дело не только в том, что этой фрезе не страшны дождь и слякоть. 

Позвольте представить - гусеничная дорожная фреза 

Машины подобного класса предназначены для выполнения самого широкого круга задач. В их активе значительная масса, полный привод, интеллектуальные системы управления и автоматического нивелирования. Обладая подобным арсеналом, холодные гусеничные фрезы могут работать практически на любой площадке как в городе, так и на крупных загородных дорогах. 

Вместительные топливные и водяные баки позволяют долго не заботиться о заправках и избегать лишних технических остановок при работе. 

Гусеничные дорожные фрезы Wirtgen работают по фирменной технологии: режущий инструмент движется против хода движения, конвейер отводит отработанный материал, а вода, под давлением подаваемая в рабочую камеру, остужает механизм, увеличивая ресурс фрезерного барабана и, вместе с тем, помогает осаждать поднятую пыль и выводить из рабочей зоны.

Фрезе непогода не помеха 

Главный плюс – в безотходности производства. Срезка идет в работу. Либо во время укладки основного слоя асфальта, либо переработкой засыпаются ямки. Сказанное проверено на первоуральском опыте. Масштаб дорожных работ в этом сезоне таков, что асфальтовой крошки хватает и самим дорожникам, и еще с МУП «ПО ЖКХ» делятся, чтобы те подсыпали дороги в пригородных поселках. 

Оценить мощь современных технологий нам помогли подрядчики, фирма с весьма говорящим названием – «УралДорТехнологии». Машину с нордическим характером (у дорожников в ходу немецкая машина) и такой же выдержкой мы застали на улице Ватутина. Вычислить нашего героя было несложно. К нему вела полоса, которую Wirtgen в прямом смысле выгрызла в асфальтовом полотне. В паре с гусеничной дорожной фрезой трудится самосвал, куда с контейнера сыплется крошка.  

На первый взгляд непосвященного, фреза действует, как опытная хозяйка, которая срезает подгоревшую корочку пирога острым ножом. Асфальт на наших улицах, знает наш гид Сергей Веденин, мастер строительно-монтажных работ, и впрямь напоминает кулинарное изделие. 

- Раньше, когда дороги не фрезеровали, часто новый слой асфальта укладывали прямо на старый. Вот и получался «пирог», мы с таким на улице Ватутина столкнулись, - согласился Сергей Владимирович. 

Для «германца», добавляет собеседник, это не проблема. Глубина среза составляет от пяти до четырнадцати сантиметров. Сколько же точно надо на конкретном участке, решается по ходу. Вот на въезде во двор асфальт был как блинчик. Крепким же должен быть «ножик» и острым!  

- Покрытие снимают резцы из победитового сплава, - отвечает Сергей Веденин.

Сам Сергей в строительстве давно: 

- С детства, когда родители строили свой дом, а я им помогал. Потом мы уехали из Первоуральска, поэтому учился в Приволжском государственном университете. Там со стройотрядами где только не побывали, и в Москве, и в Ханты-Мансийске. Сейчас вот занимаюсь дорогами. В принципе, состояние дорог везде примерно одинаково, но в Первоуральске много «убитых», особенно улица Ленина, Ватутина по направлению от пруда к площади.

30 тонн интеллектуальной мощи 

Следить за «глубиной погружения» - особая наука, с которой справляется компьютер. Все данные выводятся на монитор, расположены на борту фрезы. За показаниями пристально следит машинист Антон Килин, он же регулирует, на какую высоту должен подняться барабан с резцами. Его напарник, Юрий Чебыкин, остается в кабине. 

- Раньше мы работали на фронтальном погрузчике, потом вот перешли на фрезу. Обучение шло три месяца, осваивали практически, - Антон Килин работу на фрезе, как и его напарник, считает повышением. 

Вес машины сопоставим с образцами военной техники: 30 тонн интеллектуальной мощи. Есть и тонкости. Гонять на перегонах не рекомендуется, машине тяжело. Поэтому фреза идет только вперед. 

- У нас тут вчера простой получился. «Легковушку» на обочине оставили. Не объедешь, не снесешь. Пока вызывали ГИБДД, пока те устанавливали владельца, два часа потеряли. У вас тут, смотрим, много машин, поэтому непросто бывает, - включился в разговор Юрий Чебыкин, в один счет спустившись из кабины на перекур. 

Продолжая техликбез, добавляет, что основное предназначение фрезы – профилирование дороги. Часть срезки порой засыпается тут же в неровности полотна, выравнивая его. После фрезы по расчищенной дороге пойдет асфальтоукладчик.  

- С машиной проблем нет – говорят машинисты дорожной фрезы

Антон Килин и Юрий Чебыкин:
- Работать на такой современной технике – одно удовольствие! Напарниками стали не случайно, мы родственники. Поэтому понимаем друг друга. С машиной тоже проблем нет. Ощущения, когда там, в кабине, просто великолепное!