В Первоуральске: Неподъемная проблема?

Фото / erid:
В Первоуральске: Неподъемная проблема?
В Первоуральске: Неподъемная проблема?На прошлой неделе поступило несколько обращений от жителей города. Жаловались первоуральцы на то, как работают, а точнее, не работают лифты в многоквартирных домах. Почему так происходит? Почему люди вынужденно не пользуются таким благом цивилизации, как лифт? И вообще, в каких условиях сегодня функционирует лифтовое хозяйство города? На этот и другие вопросы искала ответы «Вечерка».

Почему застревают лифты

В настоящий момент на территории города работают две компании, обслуживающие лифты, расположенные в многоквартирных домах. Крупнейшая их них – ООО «Первоуральсклифт» - обслуживает 284 подъемных механизма. Директор предприятия Василий Павлович Минюк рассказал нам о том, каково положение дел в лифтовом хозяйстве города.

- Каждое утро рабочего дня начинается для меня с общения с жителями города. Телефон буквально разрывается от звонков. Люди недовольны, утверждают, что наше предприятие ничего не делает, ну и все в том же духе. В общем, положение сложное, лифтовый парк Первоуральска постоянно стареет. Да, работы по замене старых лифтов в городе проводятся, однако это - капля в море. Судите сами. По закону, через 25 лет эксплуатации лифт подвергается проверке «Ростехнадзора». По итогам проверки принимается решение: либо демонтировать лифт и установить новый, либо выдается временное разрешение на его эксплуатацию еще в течение трех лет. По истечении этого срока процедура повторяется. Так вот, 80 лифтов в нашем городе старше 25 лет. И скоро эта цифра увеличится, причем значительно. А это свидетельствует лишь об одном – в любой момент «Ростехнадзор» может запретить использование многих из них. Кроме того, оставляет желать лучшего и техническое состояние лифтов. Нет, наши специалисты, естественно, как и положено, раз в месяц инспектируют каждый из них.

Производят осмотр, смазку, замену недорогих деталей, но, ни одно из перечисленных мероприятий не может повлиять на ситуацию кардинально. Просто-напросто выделяемых на обслуживание средств категорически не хватает, - утверждает Василий Минюк.

Причин такого положения дел множество. Рассмотрим лишь две из них.

Своим имуществом не считают

Первая, как это ни парадоксально, сами жители домов, где имеются лифты.

- Думаю, никому не стоит рассказывать о том, в каком состоянии сегодня находятся наши лифты. Картина просто ужасающая. Все потому, что жители до сих пор не относятся к лифтам как к своему имуществу. Достаточно лишь одного примера. У каждого подъемного механизма имеются ограничения по весу, однако, допустим, при переезде с одной квартиры на другую никто этого ограничения не соблюдает. Закономерный итог такого отношения к сложному механизму – его поломка и последующий ремонт. Немало неприятностей доставляют и вандалы. И тут опять-таки ответственность лежит на жителях. Ну, видите вы, что кто-то что-то делает с лифтом, не оставайтесь равнодушными. Боитесь сами приструнить хулиганов - вызовите полицию, только не бездействуйте. Поймите, это ваше имущество, вы им пользуетесь и от того, в каком состоянии оно будет находиться, зависит ваша же безопасность, - рассказывает Василий Минюк газете «Вечерний Первоуральск».

Деньги, деньги и еще раз деньги

Вторая причина, по которой городские лифты пребывают в плачевном состоянии, намного сложнее и лежит она целиком и полностью в финансовой плоскости.

- За обслуживание наше предприятие получает от управляющих компаний города примерно по 3000 рублей за каждый лифт в месяц. Что на эти средства мы должны делать? Обслуживать лифт, производить ремонт, следить за тем, чтобы исправно функционировала система связи между кабиной лифта и оператором, оплачивать работу операторов (хотя, например, в том же Екатеринбурге этим занимаются сами управляющие компании) и механиков. Естественно, что выделяемых средств на это совершенно не хватает. Вот лишь один пример. Возьмем стандартную, одноподъездную двенадцатиэтажку, в которой есть два пассажирских лифта.

В доме имеются 24 лифтовые двери. На каждой из них установлено по три контакта, отвечающих за правильное закрытие дверей. Цена каждого из них – 800 рублей. Для того, чтобы произвести полную замену всех контактов в лифтах одной высотки, нам потребуется 57600 рублей. Те расценки, которые существуют сегодня, совершенно не соответствуют реальности. В 2007 году мы готовили экономическое обоснование расценок на обслуживание лифтов. В итоге пришли к выводу, что для нормального их обслуживания нам необходимо не 3 000, а 6886 рублей в месяц для каждого подъемного механизма. Но, еще раз отмечу, это в ценах 2007-го, а не 2015 года! А между тем, именно от своевременного, правильного и полноценного обслуживания зависит бесперебойность работы лифтов. Еще один аспект проблемы – кадры. Если в лучшие времена один механик обслуживал 15 лифтов, теперь этот показатель достигает 30-40. И все опять упирается в деньги – на низкую зарплату никто работать не придет.

Вот и выкручиваемся, как можем. С моей точки зрения, исправить положение дел в лифтовом хозяйстве города можно. И первое, что необходимо сделать – увеличить объемы финансирования текущего обслуживания и ремонта со стороны управляющих компаний. Ведь при достаточном финансировании поддерживать лифты в исправном, рабочем состоянии можно, - утверждает Василий Минюк.

С этим сложно не согласиться, ведь в Первоуральске существует множество старых лифтов, но они продолжают работать – по крайней мере «Ростехнадзор» продлевает срок их эксплуатации. А значит, при правильном обслуживании способны они работать долго и безаварийно. За подтверждением правдивости этих слов обратимся к заграничному опыту.

В 1903 году в Швейцарии построили лифт Хамметшванд, который поднимает людей на гору Бургеншток. Высота этого творения инженерной мысли - 153 метра, и это расстояние кабина преодолевает меньше, чем за минуту. Лифту больше века, но он продолжает работать. Причем за все время своего существования капитальный ремонт ему потребовался один раз – в 1935 году. С тех пор осуществляется лишь текущее его обслуживание. И, судя по всему, обслуживание проводится должным образом. Например, в 1964 году кинематографисты сочли его вполне пригодным для проведения съемок одного из фильмов о похождениях Джеймса Бонда – «Голдфингер». Лифту на тот момент стукнуло 40 лет.

Управляшки, дайте денег!

А теперь вернемся на родную землю. Что же мешает и нам обслуживать лифты так же, как это делается в Швейцарии? Разумеется, для правильного обслуживания лифтов необходимы средства. Причем предоставить их, как уже говорилось выше, должны управляющие компании, однако последние отчего-то не спешат. Почему? Отвечая на этот вопрос, директора управляющих компаний до ужаса однообразны – денег у них нет.

И вот тут-то с руководителями первоуральских управляшек можно поспорить. Может быть, директора забыли, но весной прошлого года депутаты городской Думы подняли тарифы на содержание жилого фонда, в том числе и на обслуживание работы лифтов. Это решение касалось исключительно муниципального жилья, но постепенно управляшки также подтянули тарифы до размеров, установленных депутатами. Причем увеличение оказалось весьма серьезным - с 9,61 рубля за квадратный метр до (в среднем по городу) 14,38 рубля. Но это - среднегородской показатель. Если рассматривать дома, оборудованные лифтами, то для них тариф на содержание оказался еще выше. Для негазифицированных – 18,99 рубля, для газифицированных – 19,38 рубля. Однако, даже несмотря на столь значительное увеличение тарифа на содержание жилфонда, наши лифты до сих пор продолжают курсировать между этажами со скрипом и дребезжанием.

- В свое время мы долго и много говорили о необходимости увеличения объемов финансирования нашей деятельности со стороны управляющих компаний. Когда были подняты тарифы на содержание жилфонда, мы ожидали, что положение дел изменится, но этого не произошло. Почему управляющие компании не пересмотрели размер отчислений на содержание лифтового хозяйства и приобретение новых лифтов? Ответов на эти вопросы у меня не имеется. А между тем финансирование данных работ это, прежде всего, вопрос безопасности жителей города, - резюмирует Василий Минюк.

Так неужели для того, чтобы организации, отвечающие за правильную работу лифтов, повернулись к ним лицом, необходимо, чтобы сначала одна суровая структура – «Ростехнадзор» - остановила единовременно работу пары десятков лифтов в городе, а потому другая структура – Государственная жилищная инспекция – возбудила столько же дел по фактам нарушения исполнения жилищного законодательства? Или все-таки не стоит доводить до этого и уже сегодня внести необходимые корректировки?

Содержать надо как следует - и весь сказ!

А что же думают первоуральцы о том, как работает городское лифтовое хозяйство? С этим вопросом мы обратились к жителям дома, расположенного по адресу: улица Малышева, 6а, где недавно произошла очередная лифтовая авария. Честно говоря, подниматься на этом скрипящем и дребезжащем аппарате на девятый этаж было страшно. На выходе мы с фотографом дружно запнулись о порог лифта, так как он остановился чуть ниже, чем положено. Прошлись по квартирам, и вот что нам рассказали.

Зоя Братцева:
- Ломается лифт постоянно. Бывает, и по нескольку раз за месяц. Ехать на нем страшно. Трясется, гремит… К тому же эти звуки доносятся до квартир, что, согласитесь, тоже весьма неприятно. Последний раз лифт ломался в минувшую субботу, часов в шесть утра. При том, что ехал в нем один человек, лифт застрял между шестым и пятым этажами. Механик пришел довольно быстро, но человек все равно потерял время.

Фаина Минеева:
- Я лифтом пользуюсь редко, так как в силу возраста выхожу из дома только по необходимости. Но, тем не менее, даже я умудрилась в нем однажды застрять. Ощущения совершенно неприятные. Что с ним делать? Содержать его надо как следует - и весь сказ!

@ www.pervo.ru