В поселке Прогресс на мемориале павшим появилась строчка: «Александр Георгиевич Казарин»

Фото / erid:
В поселке Прогресс на мемориале павшим появилась строчка: «Александр Георгиевич Казарин»
Казарины, отец и сын, оба погибли в первые годы Великой Отечественной войны. Только о Георгии Казарине известно, по фронтовым меркам той войны, достаточно: номер полка, где погиб, где могила, родным пришла «похоронка». Его имя и фамилия были выбиты на плитах мемориала погибшим, открытого в поселке Прогресс. О его сыне, Александре Казарине, не было известно практически ничего. Так и прервалась бы память о солдате после ухода из жизни двух его родных сестерпенсионерок, если бы не старания заместителя председателя городского совета ветеранов Николая Чабина. Работая над дополненной Книгой Памяти, Чабин нашел данные об Александре Казарине: фонд №135 опись 1, дело №2 и 3 ГАОСО.

Деревня Горбы

Для Георгия Казарина Великая Отечественная была второй войной. Участник Финской компании, он вернулся домой практически инвалидом, с поврежденной ногой. Мобилизовали его второй раз в возрасте 42 лет. К тому времени в семье Казариных родилось восемь детей, первенец Александр — в августе 1922 года.

Георгий Меркурьевич работал в артели имени Свердлова, которая добывала известь для завода в Крылосово. Сначала семья жила в Слободе, затем, в 1939 году, Казарины построили дом в Коуровке.

— Теперь улица, на которой стоял дом, это улица Луначарского, а в ту пору было написано: Станция Коуровка, Новый поселок, — говорит Николай Чабин. — Георгия Казарина мобилизовали 17 января 1942 года, отправили в татарскую деревню Ялань, а 18 марта того же года стрелок 26 дивизии 349го казанского мотострелкового полка погиб в деревне Горбы Лучковского района, Ленинградской области.

В семью Казариных пришла «похоронка»: пал в бою за Социалистическую Родину.

Сама деревня Горбы была немцами сожжена, и после войны люди там больше не жили. Останки солдат перенесли в другое место.

— В марте прошлого года я побывал там, где Георгия Казарина перезахоронили, — рассказывает Николай Чабин. — Это воинское захоронение в деревне Кузьминское, Новгородской области.

Кузминское расположено рядом с местом, где стояли Горбы. Деревня оказалась в Новгородской области уже после войны, когда границы ленинградской области переместили.

— Всего в Кузьминском похоронено пять с половиной тысяч человек, — говорит Николай Чабин. — На окраине деревни — земляной вал с одной стороны, и земляной вал с другой, между ними находятся плиты с именами и фамилиями красноармейцев. Рядом деревня Новая, где похоронено еще 11 тысяч человек. На том направлении немцы пытались прорваться к Москве, а красноармейцы их сдерживали, много погибло.

Команда №427

Александр Казарин ушел на фронт, где погиб — вот и все сведения, которые были известны о солдате. Никаких данных в том же Подольском военном архиве Министерства Обороны РФ, в котором хранятся около 20 миллионов дел, на Казарина не было. Не было данных и Российском государственном архиве в Москве.

Работая в архивах, Николай Чабин обнаружил полного тезку Казарина, но тот был в звании лейтенанта и погиб позже — в 1943 году.

— Я обратился в Государственный архив административных органов Свердловской области, — говорит Чабин. — Вообще, работая над Книгой Памяти, я обращался в данный архив более 200 раз. Переписывая мобилизационные книги, шесть тетрадей по 96 листов исписал.

Именно в ГАОСО и обнаружились материалы фонда №135 описи 1, дела №2 и №3, из которых стало известно, что Александр Георгиевич Казарин до войны работал на механическом заводе в Новоуткинске. В 1940 году молодой человек был призван в РККА на срочную службу, потом был мобилизован и пропал без вести.

— В книге медицинского освидетельствования записано, что Казарин годен для «команды №437», куда входили всего 72 бойца, — говорит Николай Чабин. — Что это за команда, кокой род войск? Я обращался в наш и областной военкоматы, интересовался, что значит подобная запись в документах, мне сказали, что «команда №427» — это условное обозначение.

Прибавили имя

Обнаруженного в архиве оказалось достаточно, чтобы родные сестры Александра Казарина обратились в администрацию с официальным письмом, где просили увековечить память их брата: вписать его вместе с теми, кто значиться на мемориале в поселке Прогресс. А главное: поставить его рядом с отцом.

В этом году мемориал отреставрировали и открыли буквально накануне Дня Победы.

— Всего я дал информацию по трем солдатам, которых добавили на обелиск, — говорит Николай Чабин. — Один из них — Александр Казарин. Известно, что он служил на Украине, я предполагаю — в НовоградВолынске. Мне хотелось бы как можно подробнее рассказать о каждом погибшем. Планируем издать обновленную Книгу Памяти в твердой обложке, тиражом 2000 экземпляров, пишут Городские Вести. Планировали выпустить Книгу ко Дню Победы — не получилось, к 22 июня так же не успеем. Но есть и хорошие новости: наша типография выиграла тендер и в ближайшее время приступит к изготовлению книги.

@ www.pervo.ru