Возвращение блудного долга, или как юрист решил взыскать долги с жителей города

Фото / erid:
Возвращение блудного долга, или как юрист решил взыскать долги с жителей города
Долг в 67 миллионов рублей, который накопили перед ныне уже несуществующей управляющей компанией «ЖЭК» первоуральцы, намерен взыскать в свою пользу юрист из Екатеринбурга.

Встреча с призраком

Управляющая компания «ЖЭК» прекратила свое существование летом этого года в результате завершения процедуры банкротства. С коммунального рынка Первоуральска она исчезла и того раньше – весной 2015-го, когда не прошла лицензирование и лишилась таким образом права управления многоквартирными домами. «Осиротевший» жилфонд передали на попечение другим организациям. И жители тех домов, которые обслуживались «ЖЭКом», вздохнули с облегчением. Теперь они, по крайней мере, четко знали, кто их обслуживает и, соответственно, кому платить за коммуналку. Ведь до того момента они буквально утопали в двойных, а то и тройных квитанциях – «ЖЭК» с энергией, достойной лучшего применения, сражался за жилфонд с конкурентами. Особенно порадовались те, кто не платил все это время за услуги ЖКХ, опасаясь промахнуться и отдать деньги «не тому». Дело в том, что новую, лицензированную, управляющую организацию долги населения предшественнице, не интересовали, платежная история была начата с чистого листа.

Но вот спустя почти полтора года экс-клиенты столкнулись с призраком своей бывшей управляющей компании. В начале октября они получили письма с досудебными претензиями от ИП Кузьминых М.К., где сообщается, что долги населения 3 февраля 2016 года «ЖЭК» продал этому самому индивидуальному предпринимателю, и он намерен их взыскать. В тексте письма обозначены суммы, подлежащие взысканию, имеется квитанция на их оплату и требование произвести ее в 15-дневный срок. Иначе – судебный процесс, в результате которого к сумме долга будут приплюсованы еще и судебные издержки и проценты за просрочку платежа.

Естественно, такой привет из прошлого людей не порадовал. «Коллекторы!» – запаниковали граждане.

Он – не коллектор, он – юрист

Однако ИП Кузьминых М.К. – это не коллекторское агентство, так как сбор просроченной задолженности не является его основным видом деятельности. Максим Кузьминых – владелец юридической фирмы в Екатеринбурге. Но это не означает, что долги населения «ЖЭКу» он требовать не имеет права. Зимой этого года ИП Кузьминых действительно заключил с конкурсным управляющим ООО «ЖЭК» Сергеем Перепелкиным договор цессии. Данный договор стал результатом продажи с аукциона имущества управляющей компании, вместе с которым на торги была выставлена и задолженность населения объемом 67 миллионов 60 тысяч 771 рубль. Приобрел же ее екатеринбургский юрист за 2 миллиона 167 тысяч 981 рубль. (Соответствующая информация подтверждается публикацией в газете «Коммерсантъ»).

Продажа долгов населения управляющей организацией третьим лицам совершенно законна. Кстати, это далеко не первый такой случай в Первоуральске. Договор цессии в свое время заключали, уходя с рынка, УК «Наш город», «УТТС-сервис». Долги продавали и коллекторам, и управляющим организациям-преемникам.

Однако от своей неэксклюзивности бывшим клиентам «ЖЭКа» не легче. Мало кто из получателей претензии полностью согласен с требованиями кредитора. И даже не потому, что не хочется отдавать свои кровные человеку, который им коммунальных услуг уж точно не оказывал и для которого это – просто бизнес. У людей масса вопросов.

– Вот смотрите, – демонстрирует пришедшую ему претензию собственник двухкомнатной квартиры в одном из домов на улице Чкалова по имени Дмитрий. – Здесь написано, что на мне числится долг с 1 января 2014-го по 21 июля 2015 года. Берем квитанции, я их не оплачивал, но хранил. Если сложить указанные в счетах начисления, получится сумма около 55 тысяч рублей. А в претензии с меня требуют в два с лишним раза больше. Откуда эта цифра взялась? И потом: я до сих пор не имею документального подтверждения, что в тот период меня обслуживал именно «ЖЭК». Например, моя соседка по площадке платила «Ремсервису». Кстати, ей что теперь делать?

В принципе все эти вопросы можно задать самому Максиму Кузьминых – в претензиях он указывает номер личного сотового. Однако некоторые опасаются: мол, он – лицо заинтересованное, как бы после таких переговоров хуже не стало.

Предъявите документы

«Вечерка» попросила прокомментировать ситуацию начальника первоуральского УЖКХиС Марину Шолохову, которая, кстати, до прихода в администрацию много лет была практикующим юристом.

– Прежде всего, «должник» должен четко понимать, кто и на каком основании требует исполнения обязательств. (Кстати, «должник» на данной стадии происходящего – термин условный – кредитор еще должен доказать, что тот или иной гражданин действительно не исполнил своих платежных обязательств). Так вот, кредитор обязан предоставить документы, подтверждающие его притязания. Причем «должник» вправе потребовать не копии, а оригиналы. В случае отказа гражданин имеет право на претензию кредитора не реагировать.

Также обязанность кредитора – доказать, что в интересующий его период именно компания «ЖЭК» управляла конкретным МКД. Это особенно важный момент применительно к «спорным» домам, за право управлять которыми управляющие компании судились. Кредитор должен предоставить неоспоренный протокол общего собрания дома о выборе управляющей организации собственниками жилья. Как правило, такой протокол – единственное основание для истребования долгов, переданных по договору цессии. Впрочем, если гражданин хочет получить доказательства сам, он может обратиться в УЖКХиС. Мы поднимем соответствующие судебные решения и дадим точный ответ.

Теперь о сумме долга. Если гражданин твердо уверен, что никаких долгов за ним нет – у него на руках имеются все оплаченные квитанции за оговоренный период – он на претензию может и не реагировать. Однако если гражданин платил по счетам, но другой управляющей компании, позицию кредитора лучше выяснить. Дело в том, что по этому поводу единое мнение пока не выработано: областной суд по таким делам выносит решения как в пользу граждан, так и в пользу кредитора. Если кредитор – сторонник первого варианта, все в порядке. А если второго – возможно, придется судиться.
Если же гражданин сам факт долга признает, но его смущает сумма, учесть надо следующее. Существует срок исковой давности – 3 года. То есть на данный момент кредитор уже не может требовать долги ранее октября 2013 год. Кроме того, истребованию подлежат только те долги, которые возникли с даты, указанной как начало периода задолженности – входящее сальдо кредитор требовать не может.

В любом случае, если предполагаемый должник с чем-то не согласен, он может попытаться решить вопрос в досудебном порядке, письменно уведомив о своем несогласии кредитора. Разумеется, аргументировав свое мнение. Аргументами являются, например, оплаченные квитанции или акты о ненадлежащем качестве коммунальных услуг (если речь об отказе оплачивать конкретные периоды из-за недобросовестной работы предприятий ЖКХ).
Если в досудебном порядке снять разногласия не удастся, придется идти в суд. Причем подать иск может не только кредитор, но и предполагаемый должник. Судебные издержки при этом будет оплачивать проигравшая сторона. Замечу, даже если в суд обращается кредитор, дело должно рассматриваться в присутствии обеих сторон. За исключением случаев, когда собственник жилья сам просит обойтись без его участия или игнорирует судебную повестку.

Новичкам везет?

Поинтересовалась «Вечерка» и позицией заключившего договор цессии с «ЖЭКом» Максима Кузьминых. Как оказалось, у него это – первый опыт покупки долгов, и, если верить его словам, удачный:

– Многие уже удовлетворили присланную мной претензию и погасили долг, – говорит Максим Константинович. – Несколько дел уже выиграл в суде, сейчас долг по данным судебным решениям взыскивают судебные приставы.

Кроме того, юрист утверждает: спорных моментов почти нет. Документы, доказывающие его право взыскивать долги населения «ЖЭТу», у него имеются. Не разослал же он их жителям потому, что это слишком накладно. Но весь необходимый пакет сразу после заключения договора цессии он отвез в прокуратуру Первоуральска, Государственную жилищную инспекцию и УЖКХиС – так что при желании граждане могут ознакомиться с ними там.

Утверждает Максим Кузьминых, что и доказательства того, что дома, чьи долги он выкупил, обслуживала именно компания «ЖЭТ», тоже имеются. По его словам, из 105 домов с долгами спорными были только три – по остальным в наличии протоколы общих собраний и бюллетени с голосования по выбору ООО «ЖЭК» управляющей компанией. А переданные по договору цессии суммы долгов в 95% случаев совпадают с данными «ЕРЦ» и «ЕРКЦ» – компаний выставлявших населению счета. А те расхождения, которые бывают, якобы порядка всего 1000 рублей.

Правда, несмотря на намерение взыскать с бывших клиентов «ЖЭКа» все 67 миллионов, Максим Кузьминых согласен проявить определенную лояльность:

– На большой долг, есть и по 100, и по 200 тысяч, могу предоставить рассрочку на год. Если человек предоставляет доказательства того, что оплачивал счета других компаний, я считаю что мне он ничего не должен – эти суммы буду взыскивать уже с тех компаний. Согласен рассмотреть в досудебном порядке доводы тех, кто считает, что его долг меньше указанного в претензии, если человек может их обосновать.

@ www.pervo.ru