Художник — как шахматист, только ходов у него больше

Фото / erid:
Художник — как шахматист, только ходов у него больше
Юрий Лопаев может нарисовать портрет за 15 минут, но предпочитает пейзажи. Много путешествует, потому что считает, что любить только свой город — это хорошо, но развиваться — важнее. У него много картин, но еще больше — планов и проектов. О том, что важно для художника, а что — очень важно, Юрий Николаевич рассказал в преддверии фестиваля «Герои рабочего класса», который пройдет 15 сентября на площадке ИКЦ..

Пошел за братом

Юрий Лопаев — член Союза художников России, педагог первоуральской художественной школы. В искусство пришел в раннем детстве. Как рассказывает мастер, его отец полтора года проучился в училище имени Шадра — рисовал, был неплохим копиистом. В прошлом году Лопаев-младший делал выставку, посвященную 100-летию со дня рождения отца.

— У него была очень сложная судьба, — вспоминает художник. — Он был политическим заключенным, практически всю войну провел на Колыме.

Творческая жилка отца передалась по наследству и старшему сыну, и Юрию.

— Наверное, я последовал не столько за отцом, сколько за старшим братом, — рассказывает Юрий Николаевич. — Он нигде не учился, всё постигал сам, был потрясающим рисовальщиком. Наверное, именно пример брата стал для меня заразительным. Я окончил Нижнетагильский педагогический институт, художественно-графический факультет. По образованию я — учитель рисования и черчения.
Видеть спину того, кто прошел этот путь

Юрий Лопаев уверен: для художника, чтобы достичь каких-то успехов, самое главное — наличие трех элементов: минимальные способности к рисованию, наличие материалов, необходимых для творчества, но самое главное — видеть спину того, кто уже прошел этот путь.

— За какими спинами следовал я? Наверное, когда мы проходим этап становления, учителей мы выбираем сами: это могут быть друзья, знакомые, люди, которые могут послужить для тебя примером. У меня было много таких людей. Конечно, я выбирал и по складу, и по духу, и по творческому потенциалу.

Юрий Николаевич считает, что художником может стать каждый человек, нужно только уметь видеть то, что хочешь изобразить.

— На своих мастер-классах я никогда не ограничиваюсь теорией, — говорит Юрий Лопаев. — Сначала я сам сяду и покажу, как можно из обычных «мазков» сделать портрет. И людям становится проще, они начинают понимать, что изобразить человека — это не что-то невозможное, это довольно просто. Потому что вот же — я при них только что взял и нарисовал. Ученики увидели, как из обычных серых набросков, которые, по сути, ничего в себе не несут, появляется лицо. Художник — как шахматист, просчитывает то, что рисует. Только ходов у него больше.

Писать нужно системно
Что такое для Юрия Лопаева его картины — профессия, хобби, способ зарабатывать деньги? Художник много времени провел за тем, чтобы найти однозначный ответ.

— Каждый сам для себя определяет, что для него важнее: искусство или деньги. Кто-то отлично совмещает. Но даже успешные художники не ограничиваются только продажей полотен, они идут преподавать. Ведь процесс обучения — это точно такое же творчество, — рассуждает Юрий Николаевич. — Я преподавал в разных вузах, учил и детей, и взрослых. Сейчас я — педагог в первоуральской художественной школе. Преподаватель может многое дать, но не стоит забывать, что и ученики многое отдают своему педагогу — без подобной обратной связи преподавание бессмысленно. Талантливых ребят в Первоуральске много. Другое дело, что вот это техническое поглощение — компьютеры, планшеты, телефоны — во многом мешает детям чувствовать. Это не очень хорошо, но это неизбежно.
«Мне нравится рисовать то, что меня окружает»
Юрий Лопаев не ждет вдохновения, считает, что рисовать нужно системно, нельзя пускать все на самотек.

— Мне не нужна какая-то особая мотивация, чтобы взять кисть. Я вижу ее во всем: солнце светит — замечательно, дождь пошел, краски изменились — тоже прекрасно. Если ты пишешь системно, то мастерство рано или поздно придет. Если садиться к мольберту время от времени, ни к чему хорошему это не приведет — будут какие-то откаты назад, прогресс тогда заметить трудно.

Некоторые картины Юрия Лопаева пополняют частные коллекции. Художник не отслеживает дальнейший путь своих произведений, потому что не всегда покупатель считает нужным рассказывать мастеру о судьбе его работы.

— Разумеется, я продаю не все свои картины. Сейчас очень распространена схема, когда художники выезжают за рубеж, по приглашению, рисуют, делают выставки, а потом просто оставляют работы в качестве некоторой платы. Так было у меня в прошлом году, когда я ездил в Черногорию — потрясающие пейзажи, невероятная атмосфера. Там было очень приятно работать.

Юрий Николаевич вообще много путешествует. Из Турции, например, привез полотно, на котором изображена яхта — мягкие тона, завораживающий вид кораблей вдали, причал, волны…

— Пейзаж для меня — основа творчества. Сама натура вызывает порой противоречивые чувства. Можно начать рисовать классический пейзаж, но потом внезапно перевести его в абстракцию, где зацепит не сюжет, а какое-то яркое — желтое, красное, оранжевое — пятно. Мне нравится рисовать то, что меня окружает в данный момент. Мы каждый день выходим на улицу, получаем впечатления от прохожих, от погоды. Природа постоянно меняется, ее можно рисовать бесконечно.

В прошлом году в Первоуральске у Юрия Лопаева было три выставки: две — персональные и одна — совместная с художниками из Красноуфимска и Екатеринбурга. Картины приняли на своих площадках Инновационный культурный центр и художественная школа.

На фестивале «Герои рабочего класса», который пройдет в Первоуральске в середине сентября, Юрий Лопаев научит всех желающих рисовать портреты за 15 минут.