Театр «Вариант» готовится удивить зрителей фантастикой в исторических спектаклях

Фото / erid:
Театр «Вариант» готовится удивить зрителей фантастикой в исторических спектаклях
26 октября в «Варианте» состоится открытие нового театрального сезона. Режиссеры и актеры подготовили для зрителей сразу две премьеры — спектакли «Русская колея» и «Тайна Дидинского тоннеля».

Сейчас в театре полным ходом идут репетиции. На сцене — вся труппа, а это — 14 человек, в зале — режиссер спектаклей Леван Допуа.
— Давайте сцену с Франциской Яблонской. Сообразили? Начали!

На сцене — отрывки совершено невероятного по накалу страстей действа: музыка, жесты, проходки — игра актеров затягивает моментально.
— В прошлом году «Вариант» приступил к воплощению большого проекта «Сказания о земле Уральской», в котором мы пытаемся отразить развитие цивилизации на Урале, начиная с допотопных времен и заканчивая сегодняшними днями, — говорит художественный руководитель театра Юрий Крылов. — И если в прошлом году мы отразили четыре временных этапа — это допотопный период, времена Золотой орды, Петра I и Екатерины, то нынче мы приступили к созданию второй части проекта.
Вторая часть затрагивает два периода: время создания железных дорог на Урале — спектакль «Русская колея», и время падения самодержавия, династии Романовых, революции — спектакль «Тайна Дидинского тоннеля».
— В Советском Союзе был определенный этап, когда события описывались однобоко, с каким-то определенным «окрасом», — продолжает Юрий Анатольевич, — сейчас мы пытаемся заставить зрителя задуматься, что у каждого была своя правда в те непростые времена. Мы напоминаем о том, что то место, где мы живем, наполнено многовековой энергией, большим количеством знаковых событий.
Каждая часть «Сказаний» ставится в разных жанрах, и если первый эпизод был более пафосный, и там показывались огромные временные промежутки, то в новых спектаклях — более сжатые сроки: от 20 лет («Русская колея») до нескольких дней («Тайна Дидинского тоннеля»).
— Современная семья из четырех человек разделяется и попадает в разные исторические промежутки, — рассказывает Юрий Крылов. — Они пытаются осознать события. Сориентироваться в той среде, в которую попали. Они даже не знают, вернуться назад или нет. Зритель наблюдает, как современный человек смотрит на исторические события, находясь в самом их центре. Разумеется, наш спектакль основан не только на фантастике — мы опираемся на исторические факты, на реальных людей.
Сейчас в театре — новое оборудование, которое позволяет полностью погрузить зрителя в то, что происходит на сцене.
— В очередной раз мы попали в программу поддержки театров малых городов, — говорит Юрий Крылов. — В прошлом году мы «упаковались» всем необходимым оборудованием, а сейчас продолжаем дооснащать техническую базу. На сегодняшний день докуплены фонари — у нас был минимум, теперь их достаточно. В прошлом году мы оборудовали зал объемным звуком, сейчас докупаем колонки, микрофоны для выездов. Выездной комплект позволяет нам не демонтировать звуковое оборудование в зале, а брать с собой «запасные» колонки. Сейчас мы можем озвучивать довольно большие площадки вне театра — выезжаем в лес, на реку, в поле, ставим фонари, звук, генераторы свои — все автономное. Теперь мы можем играть спектакли хоть в Антарктиде, хоть в Африке.
Костюмы для новых спектаклей — тоже особенные.
— Для каждой постановки костюмы шьются специально. Для «Дидинского тоннеля» мы заказывали одежду, идентичную той, которую носили люди в 1918 году. Каждая деталь в них — исторически достоверна, — уверяет Юрий Крылов. — Благодаря этому проекты становятся живыми, показывают характер людей и обстоятельств.
Режиссер спектаклей Леван Допуа рассказывает, что «Сказания о земле Уральской» призваны рассказать зрителям о богатейшей истории того края, где они живут.
— Все, что происходит на сцене в этом проекте — первозданно, даже сценарий написан специально для нас, — говорит Леван Леванович. — В первом проекте мы даже не знали, как все могло быть 12 тысяч лет назад — это наши исследования, наши предположения. Во второй части мы приблизились к реальной истории. Фантастическая составляющая спектакля нужна для того, чтобы зритель понял — нельзя изменить ход истории, можно изменить только себя. И герои возвращаются в свое время с осознаем ценности жизни — принимают себя и окружающий мир такими, какие они есть.
Несмотря на то, что оба спектакля — отдельные части «Сказаний», на премьере их решили не разделять и показать зрителям в один вечер.