«В нашем музее — живая история. Ее можно потрогать»

Фото / erid:
«В нашем музее — живая история. Ее можно потрогать»
Школа №7. Третий этаж. Дверь с табличкой «Музей истории школы имени Е.И. Рубцова». Две небольшие комнаты, которые хранят почти вековую историю. На стендах — фотографии, письма, дневники учеников, которые ушли на фронт… За каждым почти истлевшим листочком — целая жизнь. 

Об учителях-героях, мальчиках, сразу с последнего урока ушедших на фронт и памяти, которую нужно беречь, рассказала хранитель музея школы №7 Надежда Кирсанова.
Барак на 4 класса
— Музей у нас маленький, всего две комнаты, — начинает рассказ Надежда Николаевна. — Раньше здесь располагалась радиорубка, которая выходила на актовый зал — велись радиопередачи, выпускалась радиогазета. Зато экспонатов у нас столько, что приходится часто менять экспозиции — иначе мы бы просто не охватили все то, что хочется рассказать и показать детям. 
Условно музей поделен на Малый и Большой зал: в первом — экспонаты о первых учителях и директорах школы, во втором — военная история, медали, письма, воспоминания. 

— История школы начинается здесь, в Малом зале, — продолжает Надежда Кирсанова. — Изначально школа №7 была двухэтажным бараком. Он располагался по улице Пионерская. Сейчас ее в городе даже нет. Было всего 45 учеников, 4 класса начальной школы. В 1935 году школа становится семилетней. 
«Некоторые даже прочитать невозможно»
Историю седьмой школы начал «собирать» и систематизировать ее директор — Евгений Ильич Рубцов. Все предвоенные, военные и послевоенные годы легли на его плечи. 

В 1975 году в школе открылся музей, названный именем Евгения Рубцова. Не случайно — и учителя, и ученики его просто обожали. Доказательство тому — несколько увесистых папок с письмами от выпускников и педагогов, которые Рубцов бережно хранил. В отдельной папке — поздравления с получением Ордена Ленина.

— Основная «коллекция» музея все же посвящена истории Великой Отечественной войны, — говорит Надежда Кирсанова.—  119 выпускников ушли на фронт, 30 — погибли, 4 учителя так и не вернулись. Центральный экспонат Большого зала — полотно «Взятие Рейхстага», которое музею подарили выпускники. Здесь у нас — медали, письма с фронта. Мы их все читаем, реставрируем, потому что писались они раньше химическими карандашами — сейчас некоторые слова даже прочитать невозможно. 

Надежда Николаевна достает файлик, в котором, между двумя «современными» листами формата А4, лежит пожелтевшее от времени письмо с фронта.

— Мы все очень бережно храним, стараемся, чтобы как можно дольше уникальные экспонаты были в нашем распоряжении. Есть письмо, написанное Рубцову из Германии в 44-м году — выпускник пишет, что очень надеется вернуться и снова встретиться. Не сложилось… 
В школу — до последнего дня

Под стеклом — каски немецких и советских солдат, гильзы.

— Это все нам приносят ученики и краеведы, находят и передают в музей, — поясняет Надежда Николаевна. — Наши учителя бывали в городах-героях, поэтому мы можем похвастаться редчайшими для Первоуральска экспонатами — кирпичами из Брестской крепости, землей с Хатыни, Мамаева Кургана. Детям очень интересно рассматривать солдатские каски — удивляются, что многие из них — пробиты, ученики думали, что непробиваемые. 

Мальчики больше интересуются оружием, а девочкам интересны истории из жизни ветеранов. Многие из них до последнего дня приходили в школу. 

— Вадим Иванович Чистяков каждый год приходил к нам, возлагал к памятнику цветы. Лет восемь назад он последний раз пришел в музей, просмотрел письма, поклонился своим учителям… Он — последний из выпускников 41-ого года, который оставался в строю.
Отдельное место в Музее занимают дневники учеников. Не школьные — личные. Там — записи о школе, об учителях, о концерте Утесова. Последняя запись в одном из них — «Фашизм будет уничтожен». 
Спичечный дефицит

Дальше на стендах — временная выставка «Народный подвиг уральцев», которая раскрывает историю Уральского добровольческого танкового полка. В его рядах был и ученик школы №7 Виталий Степанович Тарарин.

— Каждый год мы участвуем в областном конкурсе музеев. В прошлом году он был посвящен как раз танковому полку. На встречу с учениками пришли танкисты, дали мальчишкам подержать в руках легендарные черные ножи — они были у каждого участника добровольческого танкового полка. Дети были невероятно горды тем, что смогли подержать в руках такие раритетные вещи, — рассказывает Надежда Кирсанова. 

Есть на выставке и сопутствующие материалы — саперная лопатка, деревянный ящик для гранат, кружки, ложки, вилки, карточки на хлеб и на масло. 

— А здесь, посмотрите, очень занятный экземпляр. Кажется, что это — просто коробок спичек. Но если вы знаете историю, то вспомните, что со спичками во время войны была напряженка. Их выдавали далеко не всем — солдатам не полагалось, а офицеры получали по три коробка на месяц. Заводы же были поставлены на военные рельсы, не до спичек было. Так что спички в военные годы — огромнейший дефицит. 

Дети нашли спичечную этикетку 43-ого года, так появился новый музейный экспонат. 

— Школьников сейчас очень интересует история, — говорит Надежда Кирсанова. — Им любопытно, что было раньше. Они зачитываются письмами с фронта, узнают о том, что были такие организации как, например, ВЛКСМ. Неверно считать, что молодежь сейчас ничем не интересуется. В нашем Музее — живая история. Ее можно потрогать, ее можно увидеть. Дети переосмысляют многое — у них меняется отношение в войне, к ветеранам. Это именно то патриотическое воспитание, которое сейчас так необходимо. Наш Музей заставляет ребят задуматься, в какой школе они учатся, насколько она богата традициями, которые складывались годами и которые обязательно нужно поддерживать.