В городе состоялся муниципальный этап XXVII Международных Рождественских образовательных чтений

Фото / erid:
В городе состоялся муниципальный этап XXVII Международных Рождественских образовательных чтений
В Первоуральске прошел муниципальный этап XXVII Международных Рождественских образовательных чтений и IV научно-практическая конференция «Молодежь: свобода и ответственность».

В работе Пленарного заседания и шести секций приняли участие 180 педагогов городского округа Первоуральск. Научную поддержку оказали УРФУ, УРГПУ, Екатеринбургская Епархия, Миссионерский институт (г. Екатеринбург), Первоуральское благочиние.

Перед началом мероприятия присутствующие почтили «Минутой молчания» память погибших 17 октября 2018 года в городе Керчь республики Крым.

В ходе конференции перед аудиторией выступили научные сотрудники и педагоги. Пленарное заседание открыла Светлана Николаевна Поздняк, доктор педагогических наук, старший научный сотрудник Миссионерского института Екатеринбургской епархии, которая сделала доклад на тему: «Ответственность школьника в структуре педагогического целеполагания». Постоянные участники Рождественских чтений всегда с нетерпением ждут выступления Светланы Николаевны – вещи, которые кажутся философски размытыми и отвлеченными, в ее докладе всегда обретают четкость и твердое научное обоснование.

Татьяна Викторовна Ицкович, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации УрФУ имени первого президента России Б.Н. Ельцина, выступила с докладом «Новая информационная среда: вызовы и модели поведения».

Ирина Яковлевна Мурзина, доктор культурологии, профессор, директор Института образовательных стратегий, старший научный сотрудник Миссионерского института Екатеринбургской епархии, не смогла лично присутствовать на чтениях, но свой доклад на тему «Навыки XXI века и актуальные задачи образования» представила в виде видеоконференции. Это видеообращение стало инновационным моментом муниципального этапа Рождественских чтений. В сообщении Ирины Яковлены были обобщены все тенденции и требования, предъявляемые обществом к образованию. Докладчик представила систему навыков, которые необходимы человеку XXI столетия, человеку, который получает актуальное образование сегодня. Также она представила модель «Образование 4.0» - образование, которое социально сконструировано и обновляется в зависимости от контекста, а также обеспечивает необходимость современного человека овладевать новыми компетенциями в течение всей жизни.

В программе семинара работало шесть секций, направленных на духовно-просветительское обогащение педагогов. 

На секции «Изучение православной культуры в школе: реконструкция национально-культурной идентичности» рассматривались вопросы необходимости православного образования в целом, подготовки будущих учителей основ религиозных культур и светской этики в частности, а также реальный опыт духовно-нравственного воспитания в школе и детском саду в контексте православных традиций.

В рамках секции «Воспитание гражданина: формирование ценностного отношения к героическому прошлому» организаторы уделили внимание православному пониманию «героической личности» и «подвига». Педагоги рассматривали духовный подвиг и вклад преподобного Сергия Радонежского в историю Отечества, говорили о путях вовлечения детей не просто в изучение, а эмоциональное принятие истории страны, ее героического прошлого. Особое внимание было направлено на осмысление ценности малой родины, создания и развитие школьных музеев.
Секция «Педагогические условия духовно-нравственного воспитания в современной школе» была посвящена духовно-нравственному воспитанию как неотъемлемой части современного школьного образования. Педагоги поделились опытом воспитательной работы в рамках таких предметов как музыка, литература, история, а также в рамках дополнительного образования и во внеурочной деятельности.

Логическим продолжением доклада Татьяны Викторовны Ицкович стала секция «Границы свободы в информационном пространстве.
Информационная безопасность для подрастающего поколения». В рамках секции особенно ценным стало обобщение опыта воспитания детей в условиях информационной опасности всеми участниками образовательного процесса: педагогами, обучающимися (воспитанниками), родителями.

Специальная секция «Профилактика и предупреждение негативных зависимостей в подростковой и молодежной среде: свобода выбора и ответственность за принятое решение» собрала социальных педагогов, методистов и общественников города.

Светлана Николаевна Поздняк возглавила секцию «Детско-родительские отношения в условиях кризиса семьи и девальвации семейных ценностей». Особенностью секции стало обсуждение вопросов, в которых участники чувствуют себя не только и не столько педагогами, сколько родителями, которые переживают о благе и воспитании собственных детей.

Помимо научной работы, для участников чтений была организована культурная программа. Для присутствующих выступили ансамбль народных инструментов «Веснушки» под руководством Веры Витальевны Никитиной из Центра детского творчества, хор под руководством Натальи Сергеевны Кофман, заведующей вокально-хоровым отделением Первоуральской школы искусств, заслуженного работника культуры РФ. Выступление коллективов стало ярким завершением пленарного заседания.

По результатам проведения муниципального этапа XXVII Международных Рождественских образовательных чтений было принято решение:
  1. Расширить потенциал интегративной включенности «семьи», «школы», «социума» в процесс изучения семейных, гражданских традиций, приобщения к истокам духовности и нравственности.
  2. Совершенствовать систему интеграции форм дошкольного, школьного и дополнительного образования в едином культурном пространстве популяризации русского языка, исторических традиций национальной культуры и народно-прикладного искусства с учетом освещения достижений в СМИ.
  3. Усилить динамику позитивного качественного изменения состояния культурно-созидательной и информационно-образовательной среды региона с целью оздоровления нации в целом.
Участники семинара отметили, что исторически сложившиеся культурные традиции системы воспитательной работы в образовательных организациях должны стать базовой основой для разработки «Программы по духовно-нравственному просвещению жителей городского округа Первоуральск 2019 – 2021», концептуально выверенной в условиях социальной, личностной, семейной ответственности за результат воспитания и социализации подрастающего поколения.