Возле ИКЦ прошел фестиваль светового искусства «НЕ ТЕМНО»

Фото / erid:
Возле ИКЦ прошел фестиваль светового искусства «НЕ ТЕМНО»
Фестиваль «НЕ ТЕМНО» проводится в Екатеринбурге с 2012 года. Из феста «для своих» «НЕ ТЕМНО» превратился в культовое мероприятие, которое ежегодно посещает несколько тысяч человек. В оригинале световые конструкции располагаются в разных местах, которые гости фестиваля ищут по карте. В Первоуральск привезли только часть инсталляций и для первого раза разместили их на площадке вокруг Инновационного культурного центра.

Собирать и устанавливать конструкции начали с самого утра. 

Но оценить их в полной мере, само собой, стало возможно только вечером, когда сгустились сумерки и инсталляции засветились. 

— «НЕ ТЕМНО» — лучший образец уличного искусства. Мы не оставляем за собой следов. Мы пришли посветили, порадовали людей и ушли, — рассказывает про свое детище куратор фестиваля, президент фонда «Культурный транзит» Евгения Никитина.

Конструкции не только радовали, но и удивляли, приглашали к диалогу и взаимодействию.

Инсталляция «Замкнутая бесконечность. Платоновы тела» мастерской «Грань» давала возможность заглянуть в глубины вселенной и увидеть в ней себя, как часть этой вселенной. Вытянутый додекаэдр с подсвеченными гранями создавал необыкновенные эффекты, завораживающие, кружащие голову.

Сломать стереотипы и стать частью творческого процесса предлагала инсталляция «Превращение» Ирины и Стаса Шминке. В ней был использован древнейший источник света — огонь. Он подсвечивал выбитые на боках бочки буквы. Чтобы прочитать их, следовало ходить кругами вокруг бочки. Эти «ритуальные» хождения превращали стороннего наблюдателя в часть композиции — именно в этом и была задумка художников. А еще, конечно, возле огня можно было совершенно по-настоящему погреться. 

Еще одна инсталляция, которую представил творческий дуэт в Первоуральске — «Летающая тарелка». Подвешенная на стреле погрузчика фольгированная тарелка «похищала» всех, кто стоял под ней при помощи светового луча.
— Тарелка загорается, когда под ней кто-то стоит. Она не существует без зрителей, — объясняет Ирина Шминке. — Это тарелка из старого Голливудского фильма, тарелка на ниточке. Поэтому к вам прилетели старые голливудские инопланетяне, — смеется она.
Эстетический и философский интерес представляли и другие работы: «История конструктивизма» Александра Гагарина, «Воображаемые границы Кристины Горлановой, игра «Достань дрона» от «Музея вечно играющих аттракционов», «Контакт» Евгения Хлопотова.
Единственная инсталляция, которую представили первоуральцы, был «Ящик Пандоры» общественного экологического движения «Город первых» — объемистая конструкция из надутых мешков для мусора и прочей упаковки, символизирующей опасность неэкологичных упаковочных материалов для нашей планеты. 
— Не было задачи сделать мусор красивым —  это же «Ящик Пандоры», а он никогда не заключал в себе ничего хорошего. Но наша инсталляция привлекла внимание: люди подходили, слушали, включались в дискуссию и фотографировались. И если хотя бы два человека из тысячи после разговора с нами отказались от использования лишней упаковки, пошли сегодня и купили эко-сумки — это победа для нас, —  говорит лидер общественников Данила Шестаков. 

— Композиция прелестна, потому что в ней свет работает на социальные проблемы. И он зрелищный. Его не стыдно показать людям, — комментирует Евгения Никитина. —  Классно, когда люди, занимающиеся другими вопросами, вплетаются в нашу историю.