Первоуральцы отсудили деньги у туроператоров за чартер, который улетел в другой город

Фото / erid:
Первоуральцы отсудили деньги у туроператоров за чартер, который улетел в другой город
Туристы, отдыхавшие в прошлом году в Турции, отсудили у туроператоров деньги за то, что их самолет отдали отдыхающим из другого города. Как рассказала Елена Теребенина, 26 июля 2018 года она возвращалась со своими детьми с отдыха, они вовремя приехали в аэропорт Даламана, зарегистрировались, сдали багаж.

Вылет был назначен на 20:15, но неожиданно чемоданы всех пассажиров выгрузили из самолета.

— В указанное время воздушное судно действительно вылетело, но с другими пассажирами и по другому маршруту. Туристы из Екатеринбурга лишь наблюдали, как их багаж без объяснения причин был снят с самолета, взявшего курс в аэропорт назначения — Казань, — рассказала Теребенина.

Когда их заберет самолет, пассажирам не сказали, в итоге ждать пришлось семь с половиной часов.

— Молчаливую позицию заняли как представители аэропорта, так и представители туроператоров, чьей прямой обязанностью является поддержка туриста в течение всего тура и особенно в нештатной ситуации, — говорит Елена. — Предусмотренные законом два бесплатных телефонных звонка, отправка двух сообщений по электронной почте, обеспечение горячим питанием, размещение в гостинице с организацией трансфера из аэропорта до гостиницы и обратно так и остались нормой, прописанной лишь на бумаге. Из зоны вылета никого не выпускали, разместиться на полу и скамьях аэропорта удалось не всем, время вылета на информационном табло неоднократно менялось, внося сумятицу в ряды пассажиров. Точного времени вылета сказать не мог никто. По телефону представители туроператоров не могли объяснить, почему рейс не может вылететь и когда будет подан новый самолет.

Улететь из Даламана уральцы смогли только в 03:45 следующего дня. Вернувшись в Россию, туристы потребовали возместить ущерб от туроператоров — «Интурист» и Anex Tour, но те отправили их со своими претензиями к авиакомпании Atlasjet.

По словам управляющего партнера коллегии адвокатов «Партнер Групп», которая представляла интересы туристов, Натальи Смирновой-Разумовской, в большинстве договоров действительно было указано, что туроператор снимает с себя ответственность за нарушение времени вылета чартерного рейса, поскольку для такого вида перевозки время вылета не является существенным условием. Но, по ее словам, этот пункт противоречит закону и выводам Верховного суда РФ.

— Ответственность перед туристом за качество исполнения обязательств по договору реализации туристского продукта, связанного с чартерными перевозками, возложена на туроператора, — отметила юрист.

Коллегия подала иски в интересах пятерых истцов в Екатеринбурге, Первоуральске, Верхней Пышме, Тюмени и ХМАО и выиграла их.

— Суммы, взысканные судом по разным искам, разные, они зависели от ряда обстоятельств, таких как наличие и размер убытков (кто-то нес расходы в связи с длительным ожиданием, кто-то нет), — рассказала Наталья Смирнова-Разумовская. — От размера убытков зависел размер взысканной неустойки. Моральный вред тоже у всех разный: кто-то был с маленькими детьми, кто-то пожилого возраста, слабого здоровья — в их пользу, соответственно, взыскали большие суммы, чем в пользу молодых и крепких. Размер присужденного штрафа — 50% от взысканной суммы. То есть алгоритм расчета штрафа применен одинаковый, но сумма у каждого истца своя. В пользу каждого из истцов взыскали по несколько десятков тысяч рублей. Если предложить неюридическое соотношение, то это примерно 25% от стоимости тура.

Юристы советуют туристам внимательно читать договор с турагентством. Если ваш чартерный рейс задержали, снимайте происходящее в аэропорту на фото и видео, берите как можно больше документальных подтверждений о времени задержки: справки, отметки в посадочных талонах, фото фактического времени вылета на информационном табло. Сохраняйте чеки на купленные в аэропорту продукты и воду, проездные документы и подтверждение расходов за гостиницу, если пришлось самостоятельно снять ее на время ожидания.