В городе прошла встреча с карикатуристом Максимом Смагиным

Фото / erid:
В городе прошла встреча с карикатуристом Максимом Смагиным
Выставка художника «Записки карикатуриста» открылась в Инновационном культурном центре в начале марта. Пообщаться с мастером карикатуры собралось несколько десятков первоуральцев и гости из Полевского. Максим коротко рассказал об истории карикатуры, познакомил собравшихся с экспонатами выставки, а также объяснил, как создаются шаржи. 

С карикатурой Максим знаком с детства. Вместе с отцом-журналистом он ходил в библиотеку, где с интересом рассматривал журналы «Крокодил», «Смена», четырехтомное издание датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа. 

Учась в десятом классе, Максим по просьбе отца сделал первую карикатурную иллюстрацию для газетной статьи, обличавшей проворовавшегося колхозника. Это стало первым шагом к профессиональной карикатуре, ведь за эту работу юноша получил гонорар. 

В 1996 году Максим Смагин решил профессионально заняться карикатурой, то есть зарабатывать этим ремеслом. Так, он стал одним из авторов журнала «Красная бурда», где проработал 20 лет, параллельно рисуя для молодежной газеты «На смену». 

— Тогда я и понял, что карикатура — это мое, — говорит Максим. 

На его счету победы в многочисленных конкурсах карикатур, персональные выставки, иллюстрации к книгам. С 2002 года художник организовывает конкурсы карикатур, а в 2017 году он основал Екатеринбургский музей карикатуры, первый и единственный в России. 

Художник говорит, что тяготеет к философской карикатуре, которая осмысливает бытие, человеческое сознание.  

Вероятно, благодаря этому работы Максима так хорошо воспринимаются, невзирая на то, как давно они отрисованы. По-прежнему актуальны представленные на выставке в ИКЦ рисунки с Буратино, где художник рассказывает, что могло бы произойти с персонажем и его «коллегами» по книге в различных ситуациях. Понятен юмор цикла рисунков, посвященных Екатеринбургу, где гостиница «Исеть» превращается в кастрюлю для варки пельменей, дом Севастьяновых венчает матрешка, возле киноконцертного театра «Космос» паркуются летающие тарелки, а памятник Якову Свердлову возле театра оперы и балета исполняет танцевальные па. Не теряют остроты антивоенные рисунки. И, конечно, все так же интересны шаржи, сделанные рукой художника. 

— Каждая работа дорога мне, за каждой работой — отношение к тому, что происходило, ведь возникали они по каким-то поводам: событие, экскурс в прошлое, сюжет, который отклик нашел в сердце, — говорит Максим Смагин. 

Шаржи занимают особое место в творчестве художника. Про процесс их создания он готов говорить очень долго, интересно и вдохновенно.  

Шаржи — особый жанр карикатуры, где человеческое лицо претерпевает какие-то трансформации. Основу ему положил Леонардо да Винчи. 

— Как мужчина, уверен, что девушки все прекрасны. А вот мужчины чуть красивее обезьян. Мужчина спокойно отнесется ко всему, чтоб вы изобразили на бумаге. Но тут надо учитывать скорость вашего бега, если что-то не получилось, — лукаво улыбаясь, признает Максим Смагин. 

Нарисовать шарж можно минуть за десять: успеть схватить общие черты и нарисовать картинку. Часто такие молниеносные шаржи смотрятся гораздо лучше тех, над которыми работали дольше, благодаря эмоциональности и живости линий.