32 год назад под Первоуральском разбился самолет Ту-134а

Фото / erid:
32 год назад под Первоуральском разбился самолет Ту-134а
Это произошло 13 января 1990 года

Ровно 32 года назад случилась одна из самых крупных и последних авиакатастроф Советского Союза. Самолет Ту-134, летевший по маршруту Тюмень – Уфа – Волгоград, рухнул на заснеженное поле рядом с Первоуральском.

На борту было 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Погибло 27 человек. По официальной версии причиной трагедии стало короткое замыкание на борту.

ЭКИПАЖ СМОГ ПРОЛЕТЕТЬ МЕЖДУ ЗАВОДСКИХ ТРУБ

Изначально самолет командира Владимира Дунаева должен был лететь совершенно по другому маршруту - не из Тюмени в Волгоград через Уфу, а из Харькова в Минск. Однако из-за того, что в тот день график вылетов резко менялся по причине задержек, у двух рейсов было решено поменять маршруты. Обычное дело в ту пору, говорят ветераны авиации.

- Я сам менял наряд. У нас такие вещи часто происходили, - вспоминает Виктор Щипакин, в 1990-м командир летного отряда, в который входил Ту-134 Владимира Дунаева. - Я проводил их на самолет. Мы попрощались и они полетели. Обычный рейс.

Согласно хронике, в 12.45 по московскому времени в кабине Ту-134 вдруг сработала сигнализация «Пожар в багажном отделении». Вскоре после этого все системы авиасудна стали отказывать одна за другой.

  

- Загорается самолет, ядовитый дым идет в салон, пассажиры начинают задыхаться, - перечисляет Виктор Щипакин. - Сигнализация начинает совершенно произвольно включаться. Сообщает о пожаре в двигателе, о пожаре во вспомогательной силовой установке, которая вообще в тот момент не могла работать, так как она только на земле для запуска двигателя используется. Потом выключилось абсолютно все. Лишь связь у них частично сохранялась, так как аккумулятор был цел. Так что экипаж мог докладывать нам о ситуации.

В этот момент Ту-134 пролетал над Свердловской областью. Нужно было совершать экстренную посадку. Хотели приземлиться в аэропорту «Кольцово» в Екатеринбурге, однако с погодой в тот день не повезло – был самый холодный день в году. Столбики термометра опустились ниже -30 градусов по Цельсию. А кроме того обильно шел снег.

- Стало ясно, что приборы для навигации не работают, а в Екатеринбурге в тот момент еще и туман поднялся, - говорит Виктор Щипакин. - Без приборов на аэродром зайти было просто невозможно. То есть, пилоты, пока идут над облаками, понимают, что происходит, а ниже уже нет.

Но деваться было некуда. Самолет горел и в любую секунду мог взорваться прямо в воздухе. Поэтому экипаж начал снижение.

- Снижение длилось восемь минут. И для экипажа это были восемь минут «ада», - отмечает Щипакин. - Когда они пробили облака, то находились рядом с Первоуральском. Экипаж понимал, что выжить смогут не все пассажиры, и чтобы эвакуировать потом хотя бы кого-нибудь, нужно было посадить его на ровную поверхность. А там вокруг Первоуральска густые леса…

К счастью, командир судна Владимир Дунаев очень быстро смог найти под Первоуральском заснеженное поле, на которое можно было посадить судно. Дело в том, что прежде чем сесть за штурвал Ту-134, он несколько лет управлял самолетом на авиационных химических работах.

- Там люди такого уровня работали, что они могли сами с воздуха выбирать площадку для посадки, это и помогло Дунаеву найти пригодное поле под Первоуральском. А еще на авиахимработах он научился между деревьями лавировать, чтобы «нырять» на поле. Этот навык помог ему при экстренной посадке под Первоуральском пролететь между высоких заводских труб, не задев их, - вспоминает Щипакин.

И, тем не менее, в длину поле было слишком коротким – около тысячи метров, в то время как для посадки Ту-134 нужно было минимум в полтора раза больше. Сыграло свою трагическую роль и то, что самолет приходилось сажать на огромной скорости.

- По краю поля деревья высотой метров 30 росли. И вот они сразу за деревьями на поле с очень крутой глиссадой начали приземляться, - отмечает Щипакин. - Закрылки выпустить не могут, чтобы уменьшить скорость, потому что ничего не работает. Идут с «чистым крылом», как у нас говорят, и с выпущенным шасси, чтобы увеличить вертикальную скорость снижения и сократить время до минимума.

Сразу приземлиться не удалось. Когда шасси коснулось покрытой толстым слоем снега земли, самолет подпрыгнул и пролетел еще 104 метра. Затем он коснулся земли левым крылом и шасси, и снова «подпрыгнул». Самолет оставался в воздухе еще 180 метров, а потом вновь коснулся шасси земли.

- Было бы все нормально, если бы не поливная система на поле, - сокрушается Щипакин. - Она срезала самолету правое крыло, из-за чего он перевернулся и сменил направление. Когда об деревья стали биться, все кто были в кабине, кроме бортмеханика, погибли. Затем самолет перевернулся на правую сторону и все пассажиры, кто сидел на правой стороне очень сильно пострадали или тоже погибли.

ВЕСЬ ПЕРВОУРАЛЬСК ПРИБЕЖАЛ НА ПОМОЩЬ

Охваченный огнем самолет, который пронесся над домами, видели все жители города, кто в тот момент был на улице. Все поняли, где он примерно упадет. Уже через десять минут после крушения к обломкам самолета подъехали пожарные машины и «скорые». Прибежали и многие жители Первоуральска, чтобы лично помочь пострадавшим. Весь город в те дни сплотился.

- 200 человек тогда выстроились в очередь, чтобы сдать кровь для переливания, хотя такого количества доноров и не нужно было, - вспоминает Нина Красковская, в 1990-м году возглавлявшая отделение Красного креста на заводе Первоуральска.

Те, у кого был трактор или бульдозер, стали расчищать дорогу от города к месту падения - толщина снега в поле тогда была больше метра. Другие вытаскивали из под обломков самолета пострадавших и погибших.

- Тогда был мороз и один прибежавший мальчишка свою фуфайку отдал, чтобы согреть пассажира. А у них семья бедная и 1990-й год на дворе. Парню потом, когда комиссия приехала в Первоуральск, летную куртку выдали, чтобы было в чем ходить в школу, - вспоминает Виктор Щипакин.
  

ДОЧЬ ВЫЖИВШЕЙ БОРТПРОВОДНИЦЫ ПОГИБЛА В ДРУГОЙ АВИАКАТАСТРОФЕ

Из 65 пассажиров погибли 27 человек. Впрочем, жертв могло быть и больше, если бы перед жесткой посадкой на заснеженное поле две бортпроводницы Любовь Мотарева и Наталья Бобровских не прошлись по салону и не пристегнули всех пассажиров ремнями.

- Девчата в салоне бегали, всех одели, обули, пристегнули, привязали, - рассказывает Виктор Щипакин, в 1990-м командир летного отряда, в который входил Ту-134 Владимира Дунаева. - Люба, села к аварийному выходу, а Наташа побежала к основному выходу. Но добежать не успела...

В итоге погибла Любовь, а Наталья выжила, но сильно пострадала. На работу ей вернуться не удалось. Однако у нее была взрослая 20-летняя дочь Оксана, которую Наталья впоследствии предложила начальству на освободившееся место бортпроводницы.

- Тогда 1990-й год был, с работой туго. Вот Наташа и решила, что вместо себя устроит дочку стюардессой, - вспоминает Галина Лукьянова. - Мы ей говорили: «Наташа, не устраивай». Она отвечала, что дважды в одну воронку снаряд не попадает…

Спустя 14 лет в небе под Москвой практически одновременно взорвались два авиалайнера Ту-134А-3 и Ту-154Б-2. Это был теракт, унесший жизни 90 человек. Среди погибших была и 34-летняя бортпроводница Оксана Бобровских.

ПОСМЕРТНЫЙ ОРДЕН МУЖЕСТВА

Сейчас на месте падения самолета в поле под Первоуральском стоит камень с мемориальной табличкой. Каждый год 13 января выжившие пассажиры самолета и жители Первоуральска собираются у него, чтобы помянуть погибших.