Глава ТНК-ВР Герман Хан об отношениях с BP: конфликты акционеров полезны для компаний

14-11-2011, 20:11
Фото
Глава ТНК-ВР Герман Хан об отношениях с BP: конфликты акционеров полезны для компаний
Фото Яндекс.Картинки

Глава ТНК-ВР Герман Хан об отношениях с BP: конфликты акционеров полезны для компаний Крупный акционер AAR и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан рассказал в интервью The Wall Street Journal, что конфликты акционеров не всегда негативно сказываются на работе компании. Британская ВР и российский консорциум AAR владеют компанией на паритетных началах. На протяжении многих лет деловые круги периодически наблюдают громкие конфликты между акционерами. Российская сторона с той же периодичностью наличие разногласий отрицает.

«Я считаю, что конфликты акционеров полезны для компаний», – рассказал в интервью газете Герман Хан. «Я наблюдал много конфликтных ситуаций, когда менеджеры начинали работать лучше, чем обычно», – рассуждает топ-менеджер.

Герман Хан – один из трех основателей консорциума «Альфа-Групп», «образовавшегося из кооператива, который занимался мытьем окон в последние годы СССР и стал в результате конгломератом с активами в различных сферах, в том числе в нефтяном бизнесе, банковской сфере, розничной торговле и в средствах связи», характеризует компанию американская газета.

«Альфа-Групп» знаменита своей агрессивной стратегией при решении вопросов с партнерами. Активы компании оцениваются в более чем $25 млрд.

«Мы стараемся установить понятные и прочные отношения с нашими партнерами, а также защищать наши права при возникающих вопросах», – комментирует Хан стратегию компании.

Минувшим летом между ВР и AAP возникли разногласия, вызванные сделкой британской компании с «Роснефтью». Российские акционеры ТНК-ВР – консорциум AAR (Alfa group Михаила Фридмана, Access Industries Леонарда Блаватника, «Ренова» Виктора Вексельберга) сорвали подписание договора на совместную разработку арктического шельфа, который эксперты и политики называли «сделкой года».

Сделка была одобрена премьер-министром Владимиром Путиным и вице-премьером Игорем Сечиным, курирующим ТЭК.

Сделка «Роснефти» и ВР, заявленная в середине января, предполагала обмен акциями (ВР должна была передать «Роснефти» 5% акций, получив взамен 9,5% акций российской компании, эти пакеты оценивались в $7,8 млрд) и создание совместного предприятия для освоения арктического шельфа России. После того как суд запретил сделку, о совместной работе с «Роснефтью» договорилась американская Exxon Mobil.

В 2008 году конфликт BP и AAR привел к отставке исполнительного директора ТНК-ВР Боба Дадли, который сейчас возглавляет BP. Дадли рассказал, что в те времена, когда решался вопрос его ухода с поста главы ТНК-ВР, ему приходилось проводить встречи на балконе своего офиса за пределами Москвы, чтобы обезопасить себя от прослушивания. «Это был милый балкон», – вспоминает Хан, подчеркивая, что он не знал о прослушках.

AAR обвинения в давлении на BP отрицал. После ухода Дадли BP и AAR заключили перемирие, в результате которого британская нефтегазовая компания потеряла свое непосредственное влияние в совместном предприятии, пишет газета. «В этом нет ничего личного, это просто бизнес», – комментирует историю Хан.

Представитель BP рассказал The Wall Street Journal, что «разногласия акционеров не остановили развитие ТНК-ВР», кроме этого, по его словам, «акционеры довольны тем, как работает компания». Сам Дадли для комментариев был недоступен.

На вершине конфликта 2008 года Хана в дипломатических кругах упоминали в связи с его любимым фильмом «Крестный отец», пишет газета. Комментируя сообщения о том, что он всегда носит с собой пистолет, Хан сказал: «у каждого есть своя детская мечта». Как пишет The Wall Street Journal, Хан, очевидно, устал от вопросов по поводу оружия.

Хан заявил, что AAR не жалеет о том, что отказался продавать свою долю в ТНК-ВР, когда BP и «Роснефть» обсуждали возможные варианты решения ситуации с заблокированной консорциумом сделкой. AAR предлагали около $32 млрд.

Кроме этого, Хан опроверг, что именно он руководит «Альфа-групп». Исполнительный директор и председатель совета директоров компании – Михаил Фридман.

Хан рассказал газете, что после того, как AAR заблокировал «сделку века», поддержанную премьер-министром и вице-премьером, власти России не выражали неприязни по отношению к консорциуму, вопреки прогнозам аналитиков.

Авторы статьи подчеркивают, что консорциуму удалось избежать судебных разбирательств, которые в последнее время всплывают по всему миру в связи с российскими олигархами. Сейчас одно из самых громких дел проходит в Лондоне.

Борис Березовский подал иск к Роману Абрамовичу. В суде бизнесмен пытается доказать, что под давлением Абрамовича был вынужден продать в 2000–2003 годах доли в нескольких российских компаниях, в том числе в «Сибнефти» и «Русале», по цене существенно ниже рыночной. Ущерб Березовский оценил в $5,6 млрд. По его мнению, Абрамович воспользовался изменением политической конъюнктуры – потерей влияния Березовского в Кремле и его эмиграцией в Лондон, чтобы форсировать сделки.

The Wall Street Journal подчеркивает, что дело проливает свет на бизнес России в 90-е годы. В рамках допроса Роман Абрамович заявил, что любой крупный бизнес нуждается в защите, то есть «крыше».

«У нас никогда не было крыши. Мы всегда были сами себе крышей», – заявил Хан.

@ «Газета.Ru»
erid: