Оперативники и следователи свердловского главка рассказали, как ловили и изобличали похитителей дорогих иномарок, на счету которых 55 краж автонтранспорта

24-10-2012, 17:53
Фото
Оперативники и следователи свердловского главка рассказали, как ловили и изобличали похитителей дорогих иномарок, на счету которых 55 краж автонтранспорта
Фото Яндекс.Картинки

Оперативники и следователи свердловского главка рассказали, как ловили и изобличали похитителей дорогих иномарок, на счету которых 55 краж автонтранспорта В начале 2011 года в Екатеринбурге произошел резкий всплеск дерзких угонов автомобилей иностранного производства представительского класса. В основном хищения происходили с парковок крупных торговых центров. Сотрудники полиции сразу поняли, что столкнулись с настоящими ассами криминального промысла – похитители не были замечены ни одной видеокамерой, и угон автомобиля происходил буквально в течение 1 - 3 минут. К тому же злоумышленники не оставляли следов.

Раскрытие серии угонов к тому времени стало делом особой важности, и оперативники вышли на след угонщиков. Дело произошло в середине декабря 2011 года. В тот день с парковки ТЦ «Мега» была похищена «Хонда Пилот», владелец транспортного средства обратился в органы внутренних дел, незамедлительно полицейскими был объявлен план «Перехват». В ходе патрулирования сотрудниками ГИБДД автомобиль, схожий по описанию, был обнаружен на одной из улиц частного сектора в районе Химмаш Екатеринбурга с залепленными снегом номерами. Но ни в автомобиле, ни поблизости предполагаемого угонщика обнаружено не было.

Для наблюдения за найденной машиной были направлены два сотрудника отделения по борьбе с кражами автотранспорта Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Свердловской области. Сослуживцы – майор полиции Евгений Крыжановский и лейтенант полиции Евгений Агапитов просидели в засаде в собственной машине, наблюдая за «Хондой» с 2 до 5 ночи. За окном при этом было минус 23 градуса, а им нельзя было даже завести машину, потому что имелась реальная опасность спугнуть злодея, и в любом случае это была единственная возможность ухватиться за имеющуюся ниточку.

Чтобы злодей не смог уйти от полицейских, они проявили настоящую оперативную смекалку, таким образом, чтобы автомобиль не смог далеко уехать, и этот план сработал. После трехчасового ожидания в холодной засаде опера увидели, как к «Хонде» подошел мужчина, открыл дверь автомобиля, сел в него, завел мотор и поехал. Но буквально через 50 метров водитель понял, что с колесами что-то не так и вышел разобраться, в чем дело. Тут-то его и задержали. Кстати, при досмотре у него был обнаружен так называемый «код-граббер» - специальное техническое устройство, предназначенное для получения из эфира данных радиокоманд дистанционного управления автомобильными системами охраны. А также «провороты» замков зажигания, при помощи которых впоследствии автомобиль угонялся.

Злодеем оказался гражданин 1983 года рождения, уроженец Нижнего Тагила. Но сотрудничать с полицейскими он наотрез отказался. Это не помещало стражам порядка, поскольку после проведенных оперативно-технических мероприятий и обысков по месту его жительства удалось установить соучастника преступления.

Второй фигурант дела являлся жителем одного из режимных городов Челябинской области, куда и направились в начале февраля 2012 года в командировку оперативники отделения «мотогона» свердловского областного полицейского главка. Работая «в поле» одни, без какой-либо помощи местных полицейских, свердловские силовики несколько дней наблюдали за объектом. За это время он сменил несколько автомобилей премиум-класса, среди которых «Лексус» и «Мерседес».

В один из дней наблюдения подозреваемый выехал со двора своего дома на автомобиле «Ниссан Мурано» с номером Свердловской области. Этот автомобиль вызвал подозрения у опытных оперативников. Пока полицейские ехали следом, они связались со своим начальником Сергеем Ярославцевым, который находился в Екатеринбурге, передали ему описание и номер автомобиля. Тот в свою очередь связался с хозяином транспортного средства. Сергей Викторович пошел на хитрость, и спросил, почему владелец в данный момент в Челябинской области нарушает правила ПДД. На что ошарашенный автолюбитель ответил, что он именно сейчас находится в Екатеринбурге и смотрит на свой автомобиль, стоящий во вроде дома. Тут Сергея Ярославцева осенило, что они имеют дело с так называемым «двойником»: на угнанный автомобиль оформляются документы и присваиваются номера уже существующего аналогичного транспортного средства, и в результате получается, что по дорогам ездит две абсолютно одинаковые машины, причем все штрафы «двойника» приходят настоящему владельцу.

В этот момент оперативникам стало понятно, что и второго злодея надо брать. Уже на подъезде к Екатеринбургу злоумышленник вывернулся, открыл дверь и попытался выскочить прямо под колеса едущего навстречу транспортного средства, но и тут свердловские оперативники сработали быстро, и не позволили подозреваемому покинуть их таким рискованным способом.

В «Ниссане» был обнаружен второй «код-граббер» и такие же «провороты», что и в «Хонде». К тому же стало известно, что автомобиль числится в розыске.

Второго задержанного оперативники убедили сотрудничать. А, узнав о задержании «коллеги», разговорился и первый фигурант. Таким образом, сопоставляя показания обоих, сотрудникам полиции стало понятно, что им удалось задержать организатора преступного бизнеса. Им оказался водитель «Ниссана»-двойника.

Оперативники получили в свое распоряжение информацию о распределении ролей и численность преступной группы. Всего было задействовано шесть человек. Двое уже были «закрыты», еще двоих вскоре задержали.

Так, подельник, который поставлял технические устройства и также участвовал в угонах, был задержан в мае 2012 года прямо у себя дома. Опера проявили смекалку - позвонили в дверь и представились соседями снизу, которых злодей топит, и если он им не откроет, то с ним «разберутся» жестче. Дверь открылась, а вместо соседей на площадке оказались полицейские.

Затем был установлен четвертый подельник, который осуществлял техническое сопровождение угнанных транспортных средств. Еще двое участников преступной группы объявлены в федеральный розыск.

Верх-Исетским судом Екатеринбурга в отношении главаря, исполнителя и технического руководителя угонов избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в отношении соучастника, осуществлявшего перебивку номеров, в виде подписки о невыезде и соответствующем поведении.

Получив и проанализировав показания, полицейские представляли уже всю картину угонов прошедшего года. Оказалось, что участники группы похищали автомобили, оборудованные сигнализацией с автозапуском. Непосредственно угону предшествовал длительный подготовительный этап. Организатор разрабатывал способы совершения и сокрытия следов преступлений, при этом для достижения результата каждый участник выполнял минимум действий, чтобы оставаться незамеченным. Это и позволило злоумышленникам длительное время оставаться безнаказанными.

Схема угонов была следующая – вначале подыскивался подходящий дорогой автомобиль с автозапуском. Затем при помощи «код-граббера» записывался «прямой» сигнал машины, обратным сигналом она открывалась, далее в замок зажигания вставлялся «проворот», мотор заводился, и автомобиль перегонялся в «отстойник» в гаражном массиве Екатеринбурга, где менялись номера, а затем транспортировался в Челябинскую область, где и реализовывался. Попались злодеи на «Хонде», своевременно не отогнав ее в отстойник, а оставив ее «наудачу» на улице.

Материалы уголовного дела по факту хищения автомобилей в связи с большим объемом работы и его важностью были переданы из УМВД по городу Екатеринбургу в ГУ МВД России по Свердловской области, где соединены в одно производство. И переданы в отдел по расследованию тяжких преступлений совершенных организованными преступными группами следственной части ГСУ ГУ МВД России по Свердловской области. Расследование данного уголовного дела было поручено следственно оперативной группе, в состав которой вошли 3 следователя и 4 опытных оперативника.

Сотрудникам управления уголовного розыска и Главного следственного управления в ходе десятимесячной кропотливой работы с подозреваемыми, удалось установить, что всего похищенными являются 55 дорогих иномарок, среди них 25 автомобилей «Мазда», 11 - «Тойота RAV-4», 7 - «Ниссан Мурано», по 2 - «Киа Соренто», «Ниссан Тиана» и «Хонда Пилот», по одной - «Тойота Ленд Крузер 200», «Тойота Хайлендер», «Ауди Q5», «Хонда СРВ», «Субару Аутбек», «Митсубиси Аутлендер» и «Ниссан Панфайдер». Угонялись автомобили, как уже было сказано выше, преимущественно с парковок крупных торговых центров в Верх-Исетском, Ленинском, Кировском и Чкаловском районах Екатеринбурга. Общий ущерб, нанесенный похитителями, составил 54,5 миллионов рублей.

Один из дерзких угонов произошел на улице Шварца, 14. Главарю преступной группы в ходе наблюдения стало известно, что утром владелица «Митсубиси Аутлендер XL» выезжает с парковочного места на несколько метров, после чего выходит из машины, закрывает дверь, но не ставит автомобиль на охрану. Затем она возвращается к парковочному месту и закрывает его металлической цепью, чтобы никто его не занял. Организатор объяснил реализатору преступного замысла, что при хищении данного автомобиля необходимо воспользоваться именно этой ситуацией - в момент, когда владелица автомобиля выйдет из него, чтобы закрыть парковочное место металлической цепью, нужно успеть при помощи «код-граббера» поставить автомашину на охрану, тогда двери заблокируются, и это вынудит женщину вернуться домой за вторым комплектом ключей. И вот тогда-то и последует сам угон. Все так и произошло.

В ходе работы над делом сотрудники отделения по борьбе с кражами автотранспорта уголовного розыска и главного следственного управления ГУ МВД России по Свердловской области более 30 раз были в командировках в Челябинской области, где им по списку угнанных автомобилей удалось выявить 11 «двойников» транспортных средств и самостоятельно перегнать их в Екатеринбург. В некоторых случаях удавалось установить автомобиль по привезенным из Екатеринбурга вторым комплектам ключей. Многие новые владельцы шли на конфликт и не хотели признавать, что их авто находится в угоне, но во всех случаях оперативники действовали корректно и исключительно в рамках закона.

Следственные и оперативные мероприятия производились на территории 3 субъектов Российской Федерации – Челябинская, Свердловская области и город Москва. В результате было изъято 11 автомашин из числа похищенных и проведены десятки обысков. Данные мероприятия проведены в кратчайшие сроки после задержания преступников и позволили следователям процессуально закрепить уже полученные по уголовному делу доказательства, поскольку в ходе обысков также были изъяты предметы и документы которые подтверждали вину участников ОПГ в совершении преступлений данной направленности.

Как отмечает следователь отдела № 4 следственной части ГСУ ГУ МВД России по Свердловской области старший лейтенант юстиции Андрей Будяев, данная преступная группа характеризовалась признаками устойчивости и сплоченности. Все участники были материально зависимы от организатора, поскольку последний выплачивал им «заработную плату», определял «время работы» и их функции в похищениях. Причем дисциплина в «коллективе» была поистине железная – все члены ОПГ беспрекословно выполняли указания «руководителя». А вот как сложилось это преступное сообщество.

Идея зарабатывать на угонах дорогих иномарок пришла в голову лидеру группы еще в 2010 году. Для реализации замыслов ему требовались исполнители. Он легко уговорил принять участие в прибыльном криминальном бизнесе лиц, знакомых ему или ранее работавших на него же в сфере игорного бизнеса – гражданин содержал азартные заведения на территории всего Уральского федерального округа. Так в составе группы оказались бывший менеджер игрового клуба из Нижнего Тагила, пойманный полицейским первым (на него возлагался основной объем и реализация угонов), и технические специалисты обслуживания игровых автоматов, в задачу которых входила перебивка агрегатных и идентификационных номеров похищенных автомобилей и их техническое сопровождение. Не обошлось и без профессиональных угонщиков - ранее судимого уроженца Челябинска 1970 года рождения и его знакомого - для обучения остальных «искусству» вскрытия дополнительных противоугонных устройств в коробках передач (он участвовал в угоне «Тойота RAV-4»).

Сам организатор хищений, уроженец Челябинской области 1965 года рождения, ранее судимый за сбыт поддельных документов и автомашин, добытых преступным путем, что, собственно, и позволило ему найти и приобрести технические средства для угона автотранспорта и подыскать «специалистов».

Данный гражданин снабжал созданную им группу информацией об автомобилях, техническими устройствами для угонов, документами и номерами для транспортных средств, которые приобретал через Интернет, а также конспиративным жильем, отстойниками для угнанных машин, обеспечивал последующую их реализацию.

В ходе следствия по уголовному делу было доказано, что обвиняемые были длительное время знакомы между собой. Планировали совершение краж автомобилей, к чему заранее готовились. Среди участников имелась определенная специализация, а при совершении преступлений распределялись роли.

Под тяжестью собранных по уголовному делу доказательств, все участники преступной группы полностью признали свою вину по предъявленному обвинению, хотя на первоначальном этапе расследования ряд из них свое участие в преступлениях отрицали.

36 томов уголовного дела, возбужденного по пункту «а» части 4 статьи 158 УК Российской Федерации (кража, совершенная организованной группой), направлены ГСУ ГУ МВД России по Свердловской области в прокуратуру Свердловской области.

Значительную помощь оперативникам свердловского полицейского главка оказали сотрудники регионального ГУФСИН России, совместно с которыми была реализована одна из оперативных комбинаций в работе с подозреваемыми.

Весь изъятый автотранспорт находится на охраняемой стоянке и будет возвращен владельцам по решению суда.

@ www.pervo.ru
erid: