Валерий Хорев: «Оптимизация доходов и расходов и качественная работа. Вот слагаемые успеха»

Фото / erid:
Валерий Хорев: «Оптимизация доходов и расходов и качественная работа. Вот слагаемые успеха»
Валерий Хорев: «Оптимизация доходов и расходов и качественная работа. Вот слагаемые успеха»Следует констатировать, что за долгие годы в Первоуральске сложилась нехорошая традиция – ругать муниципальное предприятие «Водоканал». Причем всегда, за все, к месту и не к месту. Последняя вспышка гнева, недовольства и критики произошла в конце января, сразу после того, как в городе был зафиксирован рост числа жителей, обратившихся за помощью к медикам в связи с плохим самочувствием.

О чем только не «чесали» в те дни «злые языки»: «Водоканал» отравил горожан», «не вода, а жидкость», ну а про разгильдяйство и некомпетентность руководства предприятия говорили даже те, кому это обычно делать лень. А так ли все на самом деле? Кто сегодня находится у руля предприятия, являющегося главным поставщиком питьевой воды в городе? Для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, наши корреспонденты отправились на встречу с директором предприятия «Водоканал» Валерием Хоревым.

Традицию убыточности «Водоканала» сломали

- Валерий Александрович, в начале года традиционно принято подводить итоги года минувшего. С какими финансовыми показателями возглавляемое вами предприятие завершило 2014 год? Ситуация, думаю, мало поменялась? Все традиционно?
- Какую традицию вы имеете ввиду?

- Большие убытки…
- Нет. От этой традиции мы отказались. По итогам прошлого года нам удалось достичь точки безубыточности.

- То есть вам удалось сделать то, чего не смогли сделать ваши предшественники на этом посту?
- Я не хотел бы обсуждать действия своих предшественников. Кроме того, говорить о том, что «Водоканал» достиг точки безубыточности – это целиком и полностью моя заслуга – несправедливо. «Водоканал» - это коллектив, и все что происходит с предприятием, целиком и полностью – как плохое, так и хорошее – является заслугой всего коллектива и администрации города, с которой у нас существует полное взаимопонимание.

- И каким же образом вам удалось сократить убытки предприятия?
- На самом деле все очень просто. Существует правило достижения благополучия на любом предприятии. Необходимо сократить расходы и увеличить доходы. Причем эти процессы необходимо вести параллельно. Нам это удалось.

- Каким образом?
- Давайте сначала о расходах… Первое, благодаря чему мы смогли сократить расходы - проведение оптимизации штата. Да, понимаю, мера непопулярная, но необходимая. После проведения анализа функционала сотрудников, нами был выявлен ряд совершенно нелогичных моментов. Например, на одном из участков работали три человека, при этом с данной работой мог справиться один. Естественно, были приняты организационные решения, которые положительно сказались на финансовом благополучии предприятия. И это - только один пример. Если брать ситуацию в целом, то положение дел таково.

На данный момент максимальное число работников, которое может позволить себе наше предприятие, составляет 600 человек. Однако у нас, после проведения мероприятий по перераспределению функционала, работает 448.

- Простите, но любое перераспределение должно отражаться и на финансовом положении работников…
- Совершенно верно, и это обстоятельство мы также учли – это требование закона. Человек, труд и плата за него должны соответствовать друг другу. Другого варианта я просто не вижу. Кроме того, оптимизацией численности работников также не стоит излишне увлекаться, потому что это может привести к совершенно обратному эффекту. Людей необходимо мотивировать на четкое выполнение обязанностей. В том числе и материально.

И, тем не менее, даже при соблюдении этих условий данная мера привела к сокращению фонда заработной платы на
2 миллиона 857 тысяч рублей.

- Для предприятия эта сумма, конечно, является существенной, но явно недостаточной для того, чтобы начать получать прибыль…
- Согласен. Однако еще раз хочу подчеркнуть, что о прибыльности предприятия говорить пока рано. Сегодня мы говорим о безубыточности. Кроме того, это не единственная мера, предпринятая нами для снижения расходов.

- Что еще сделали в данном направлении?
- Начали решать вопрос автоматизации работы нашего оборудования. Установка частотных преобразователей позволяет сократить расходы.
Помимо этого сократили объемы воды, которую мы закупаем в соседней Ревде. Полностью от закупок мы, разумеется, не отказались, но затраты по данной статье сократили на 10 миллионов 79 тысяч рублей. Что опять-таки для первоуральского «Водоканала» является серьезной суммой.
Также к числу наших успехов по данному направлению следует отнести стабилизацию отношений с поставщиками электроэнергии.

Договориться можно всегда и со всеми

- Давайте поговорим об этом подробнее. С электроэнергетиками у «Водоканала» всегда были сложные взаимоотношения. Дело порой доходило даже до отключения электроэнергии в офисе предприятия…
- До мая прошлого года для нашего предприятия тариф на электроэнергию составлял 3,26 рубля. Однако в результате проведенных переговоров была достигнута договоренность о снижении данного тарифа до 3,09 рубля. Более того, данный тариф, согласно все тем же договоренностям, просуществует до середины 2015 года. Не скрою, переговоры шли тяжело, однако в результате по итогам прошлого года затраты на электроэнергию сократились на 2 миллиона 527 тысяч рублей. И это при условии, что на электричестве работает все оборудование «Водоканала».

- Чтобы энергетики пошли на снижение тарифа - это что-то невероятное! Вы какое-то волшебное слово знаете? Как удалось достичь этих договоренностей?
- Никакого волшебства. Если у двух сторон есть желание исправить ситуацию, они всегда договорятся. Разум всегда одерживает верх. Естественно, электроэнергетики пошли нам навстречу не просто так. Они выдвинули свои условия, но их выполнение нас устраивает.

Так, например, сегодня наши специалисты совместно с электроэнергетиками проводят большой комплекс мероприятий по энергосбережению на предприятии, что опять-таки неизбежно приведет к снижению затрат по данной статье.

Еще одним условием создания благоприятного тарифного климата для нашего предприятия стало ритмичное осуществление текущих платежей. С мая прошлого года – после достижения договоренностей – мы это требование выполняем неукоснительно. Договоры заключаются для того, чтобы их соблюдать…

Также в прошлом году поменялся метод расчета так называемого «водного налога» - платы за пользование водными объектами, что позволило сократить расходы на 3 миллиона рублей.

Нерадивые управляшки надо гнать с рынка

- А как выстраиваются взаимоотношения с потребителями ваших услуг?
- Сложно. Да, в прошлом году нам удалось сократить дебиторскую задолженность управляющих компаний, но принципиально проблему это не решило. У меня большую обеспокоенность вызывает следующий факт. Управляющие компании копят долги, банкротятся, на их место приходят новые. Однако в руководстве этих новых компаний мы видим людей, которые возглавляли обанкротившиеся. У меня как у директора предприятия, скажем мягко, существует слабое желание сотрудничать с этими людьми, но по закону мы обязаны обеспечить население питьевой водой. Так что выбора у нас нет.

- То есть данная проблема относится к разряду нерешаемых?
- Отнюдь. Я убежден в том, что если ежедневно совершать маленькие шаги по пути улучшения ситуации, она обязательно исправится. И мы эти шаги совершаем. Договариваемся, если не получается договориться – судимся. Большую помощь в решении этого вопроса нам оказывает городская администрация. Решать данную проблему необходимо не только на местном уровне. И я думаю, что процедура лицензирования деятельности управляющих компаний окажет серьезное влияние на исправление существующего порядка вещей в этом вопросе.

Электронный ключ для скважины

- Но ведь еще есть и население, которое также грешит неплатежами…
- Вот население-то как раз грешит неплатежами гораздо меньше, нежели управляющие компании. Однако сказать о том, что тут все благостно, тоже нельзя. Особо актуальна проблема неплатежей со стороны населения в частном секторе и на сельских территориях, где водоснабжение осуществляется с помощью колонок и скважин. Давайте рассмотрим лишь один пример – микрорайон Пильная.

Здесь проживает большое количество людей. Однако число договоров между «Водоканалом» и населением равно шести. То есть формально в данном районе Первоуральска воду используют жители шести домов. Но ведь это не так. По сведениям наших специалистов, по словам местных жителей, у здешней скважины - постоянно очередь. И состоит она не только из жителей поселка, приезжают сюда и горожане. Причем несколько раз нами фиксировались случаи, когда водой из местной скважины наполнялись целые водовозы! Зачем людям столько воды? Не знаю. Вариантов – масса. Однако факт есть факт.

И вот из всего этого числа людей оплачивают услуги работы скважины жители всего-навсего шести домов. А затраты на обслуживание данной скважины целиком и полностью ложатся на «Водоканал». И затраты эти - немалые.

Судите сами. На скважине имеется оборудование, которое потребляет электроэнергию, за которую надо заплатить поставщикам. Зимой скважину необходимо обогревать – снова затраты. Любое оборудование нуждается в обслуживании и ремонте, на проведение которых также необходимо выделить деньги.

Население не платит. Более того, многие возмущаются и выражаются примерно в том духе, что «сорок лет не платили и сейчас не собираемся». Следовательно «Водоканал» расходует свои собственные средства и средства городского бюджета. Ситуация, в общем, парадоксальная.

- И как сей парадокс решить?
- Мы приняли радикальное, но эффективное решение. На данной скважине уже установлен режим электронного доступа. Потребитель заключает с нами договор, после чего получает электронный ключ, который позволяет ему получать воду из данной скважины. Если человек такого ключа не имеет, то, как бы он ни бился, воды ему получить не удастся. Пока данный метод проходит своеобразную обкатку на территории микрорайона Пильная. В перспективе мы хотим распространить подобный порядок на территорию всего муниципального образования, где существуют скважины и колонки.

- И какова была реакция местного населения на это нововведение?
- Положительная. И это неудивительно, очереди исчезли, поток транспорта из города резко сократился.

- То есть пильненская вода отныне доступна лишь жителям микрорайона, да и то лишь тем, кто заключил с вами договор?
- Нет, вода доступна всем и каждому. Любой житель города, который по тем или иным причинам решит брать воду из данного источника, может получить этот доступ. Для этого необходимо подъехать в офис «Водоканала» и приобрести электронный ключ. А жителям Пильной необходимо заключить с нами соответствующий договор. Вы понимаете, существуют определенные правила, и их необходимо соблюдать.

«Водоканал» - успешный игрок на рынке

- Хорошо, с сокращением расходов разобрались. Давайте теперь поговорим об увеличении доходов. Имеются таковые у первоуральского «Водоканала»?
- Разумеется, да. Так, по итогам 2014 года, объем выручки в связи с ростом объемов оказанных услуг водоснабжения и от прочей деятельности вырос на 9 миллионов 541 тысячу рублей.

- А что это за прочая деятельность?
- Наши специалисты работают по своему профилю, занимаются решением организации вопросов водоснабжения и водоотведения. То есть выполняют контракты, которые заключаются со сторонними организациями и физическими лицами. Прокладываем водопроводы, занимаемся вывозом жидких бытовых отходов. В общем, заказов хватает.

- Но на этом рынке в городе сегодня работает большое количество частных структур. Успешно конкурируете?
- Конкурировать сложно. Частные структуры нередко позволяют себе такие вещи, которые мы себе позволить не можем. Но заинтересованность в наших услугах на рынке имеется. Тем более, у нас имеется целый ряд конкурентных преимуществ – мы работаем только по легальным схемам, гарантируем качество, и нас легко найти для решения любых вопросов. Так что мы являемся довольно успешным игроком на этом рынке и умеем на нем зарабатывать.

Цифры, которые говорят сами за себя

- И на какие же цели вы направляете средства, полученные за счет сокращения расходов и увеличение доходов?
- На основную деятельность. Кстати, и в этом направлении прошедший год оказался для нас весьма удачным. Не буду долго рассказывать об этом, ограничусь лишь цифрами.

По итогам 2012 года на территории муниципального образования капитальные ремонты были проведены на 1600 метрах сетей. В 2013 году этот показатель снизился до 1300 метров. В прошлом году он увеличился до 2600 метров. Так что первые положительные результаты в работе «Водоканала», на мой взгляд, очевидны.

Однако думать о том, что все проблемы решились – не следует. Есть еще неприятные моменты, над устранением которых мы должны основательно поработать. И, прежде всего, это ликвидация кредиторской задолженности.

- Вы уже начали работу в этом направлении или только собираетесь?
- Эта работа ведется постоянно. Уже есть первые положительные результаты. Так, до недавнего времени у нашего предприятия существовал долг – более 8 миллионов рублей - перед МРСК. Так вот, в настоящий момент этот долг погашен. Существовала задолженность перед Ревдой – за поставки воды – около 5 миллионов рублей, его мы тоже погасили. Главный наш кредитор на сегодняшний момент - «Свердловэнергосбыт», но и ему мы перечислили 10 миллионов рублей на погашение имеющейся задолженности. Так что, на мой взгляд, предприятие втянулось в нормальный режим работы, а значит, принцип ежедневного улучшения существующей ситуации – работает.

Так что же произошло в январе

- Ну, а теперь предлагаю поговорить о событиях середины-конца января нынешнего года. После того, как в Первоуральске был зафиксирован рост числа жителей, обратившихся в медучреждения, первым под огнем критики оказался именно «Водоканал». Вас упрекали в плохой организации очистки воды и контроля ее состояния. Так ли это?
- Считаю, что данные обвинения не имеют под собой никакой почвы. Давайте разбираться по порядку.

В городе имеется три основных источника питьевого водоснабжения. Верхнешайтанское водохранилище, нижнесергинский и ревдинский водоводы. Основным является первый из них. На насосно-фильтровальной станции Верхнего пруда установлены шесть фильтров механической очистки воды, здесь же проводится и обеззараживание воды. Контроль за состоянием воды осуществляется постоянно. На обоих водоводах установлены бактерицидные лампы, и также осуществляется контроль. Причем контроль осуществляется на постоянной основе - не только силами нашего предприятия, но и сторонними организациями, такими, как «Роспотребнадзор» и Екатеринбургский водоканал.

Именно поэтому мы сегодня имеем четкую картину того, что же происходило с водой, подаваемой в город нашим предприятием в период, предшествующий вспышке заболеваемости, и во время нее.

Результаты анализа проб воды однозначны: по всем санитарным показателям, а их всего шесть – по всем трем источникам водоснабжения города все в рамках СанПиНа. И об этом свидетельствуют результаты не только наших исследований, но и анализов, проведенных в лабораториях, расположенных в областном центре.

- Тогда почему в центре критики оказался именно «Водоканал»?
- На мой взгляд, ситуация развивалась по пути наименьшего сопротивления. Все пользуются водой? Значит, причина вспышки - вода. Кто отвечает за качество воды? «Водоканал». Вот он и виноват во всем произошедшем. Обвинили, кого проще.

- Но, согласитесь, что аргументы, выдвигаемые сторонниками идеи причастности «Водоканала» к возникшей ситуации, кажутся справедливыми. Почему такая ситуация возникла только в Первоуральске и нигде более? Что же это за сезонный рост заболеваемости такой странный – характерный лишь для нашего города?

- Согласен. Но справедливым этот аргумент кажется лишь на первый взгляд. Например, в соседней Ревде также зафиксирована вспышка ротовирусной инфекции, причем началась она раньше, нежели в нашем городе. Кроме того, аналогичные ситуации – с ростом заболеваемости - сегодня возникли и в Челябинске, и в Екатеринбурге, об этом сообщают центральные телеканалы.

- Так все-таки, что же произошло?
- Ответ на этот вопрос должны дать специалисты. Однако определенными фактами сегодня располагаем и мы, а они таковы.
Сразу же после того, как был зафиксирован рост обращений граждан, в администрации города собралась санитарно-эпидемиологическая комиссия, в ходе заседания которой нашему предприятию были даны четкие указания: какие работы надо провести.

В числе прочего мы получили распоряжение взять пробы воды в восьми точках города. Что и было сделано нашими специалистами. Пробы были взяты на всех трех источниках водоснабжения города: Верхне-Шайтанском водохранилище, ревдинском и нижнесергинском водоводах; в колонке, расположенной на улице Вайнера; в деревне Тарасково; в школе N7 и в трех храмах, расположенных на улице Вайнера, в городской больнице N1 и в Петропавловском храме на территории микрорайона Шайтанка. Так вот, в последних в двух пробах анализы показали отклонение от норм СанПиНа.

В связи с этим хочу еще раз отметить, что делать какие-либо выводы на основании этих данных должны соответствующие органы. Со своей стороны замечу, что на вверенном мне предприятии делается все, чтобы горожане получали качественную воду.
Вечерний Первоуральск