Дон-дон-дили-дон, звучит на Пасху красный звон

Фото / erid:
Дон-дон-дили-дон, звучит на Пасху красный звон
Сегодня православные всего мира будут отмечать один из главнейших религиозных праздников – Светлое Христово Воскресение. Обряд праздничных богослужений включает в себя, в том числе, и колокольный звон. С древнейших времен звоном христиан призывали к началу молитвы, набат сообщал людям о пришедшей беде. О том, как становятся звонарями, в чем заключаются особенности их работы, чем «красный» звон отличается от всех прочих, рассказал звонарь первоуральского храма Петра и Павла Тимофей Зубрилов.

Путь на колокольню

В детстве Тимофей мало чем отличался от миллионов мальчишек по всему миру. Жил в микрорайоне, который называют «старотрубным», частенько ходил к бабушке в Шайтанку. Как и многие его сверстники, увлекался музыкой, с той лишь разницей, что увлечение оказалось серьезным.

- Я в группе играл, был барабанщиком. Исполняли мы самую разнообразную музыку. Иногда работали в ресторанах, на корпоративных мероприятиях. Примерно в 17 лет я начал задаваться вопросами: а почему я, крещеный человек, не хожу в храм, а прохожу мимо него? Что там происходит? Почему множество людей в церковь ходит, а я нет? Ну вот однажды и зашел. Сегодня я прекрасно понимаю, что то мое посещение храма Петра и Павла было неслучайным. У каждого человека свой путь к Богу. У меня он оказался на редкость простым. Я просто вошел в храм и все.

Сначала Тимофей был простым прихожанином, однако довольно скоро ему предложили помогать в алтаре и, совершенно закономерно, в конце концов он оказался на колокольне.

- Естественно, меня интересовала музыка и колокольный звон в том числе. В то время в нашем храме Александр Елисеев нес несколько послушаний, в том числе был и звонарем. Вот он мне и предложил: а давай-ка научу тебя звонить. Я согласился. Так что на колокольне я оказался благодаря своему любопытству и музыке, - рассказал Тимофей «Вечернему Первоуральску»

Без репетиций

Обучение звонарскому ремеслу оказалось делом сложным. Да это и не удивительно: если рассматривать колокольню как музыкальный инструмент, то становится понятно, что устроен этот инструмент совершенно иначе, нежели прочие.

- Александр Елисеев обучил меня азам. Но даже это обучение имело одну серьезную особенность, которая доставила мне немало трудностей. Дело в том, что колокольня - это не место для репетиций. В храме все подчинено строгому порядку богослужения и уставу. Любое действие имеет свой глубокий смысл, и колокольный звон в этом случае - не исключение. В общем, втягивался я в работу постепенно, без репетиций и под контролем Александра Елисеева. Разумеется, пришлось пройти и серьезное обучение. Изучал звонарское дело по видеороликам, а потом еще и дистанционно обучался в московской школе, которую возглавляет известный среди звонарей Илья Дроздихин. Ну вот, со временем втянулся. Молодым звонарям нынче гораздо проще – существует множество курсов и школ, в которых выработаны эффективные методики обучения, - рассказывает Тимофей.

На колокольне - ровесники

Колокола в первоуральском храме Петра и Павла по-своему уникальны. Дело в том, что отлиты были они в Каменске-Уральском в 1992 году. В то время на территории нашей страны православие только возрождалось, просыпалось от многолетней «спячки» времен государственного атеизма. Технологии изготовления колоколов были забыты, частично утрачены, а потому мастера действовали по наитию, методом проб и ошибок. Но, невзирая на эти трудности, им удалось достичь нужного результата. Однако сложности производства наложили на работу звонарей свой отпечаток.

- Колокола в нашем храме - мои ровесники. Я даже не знаю, из чего они сделаны. Единственное, что могу сказать об этом, так это то, что изготовлены из какого-то сплава. Разумеется, в связи с этим к каждому из них требуется особый подход. Да и вообще, относиться к ним надо бережно. Например, зимой, когда стоят сильные морозы, звонарь должен быть очень осторожен, чтобы не нанести колоколам повреждений. Тем не менее, колокола у нас хорошие – звон разносится далеко, особенно в тихие и ясные дни, - рассказал Тимофей. Всего на нашей колокольне одиннадцать колоколов, каждый из которых выполняет определенную функцию.

- Имеются у нас два благовеста – большой и малый, - рассказывает Тимофей. – Выражаясь понятным языком, они выполняют роль ритм-секции. Многие видели, наверное, на ударных установках большой барабан-бочку. Благовест во время звона выполняет примерно ту же функцию.
Далее следуют шесть подзвонных колоколов – они создают ритмическую основу звона. И три зазвонных колокола. Вот именно эта троица и отвечает за всю сочность, красоту рисунка и мелодичность звона.

Рабочее место звонаря – вещь уникальная

Казалось бы, что может быть сложного в устройстве колокольни? Высокая башня, на которой висят колокола, в них бьют, они звонят. Однако более подробное изучение места работы звонаря показало, что это мнение ошибочно. Колокольня имеет очень сложное устройство. Более того, каждая из них уникальна, но при этом отличается функциональностью и эргономичностью.

- Колокольня, как правило, располагается строго над входом в церковь – у нас это правило соблюдается. Есть храмы, в которых колокольни расположены иначе. Сделано это не просто так. Дело в том, что звонарь должен видеть, всех входящих в храм – это необходимо для нашей работы. Пока владыка в храм не вошел, мы звоним, вошел – звон стихает. А вот в нашем храме колокольня архитектурно устроена таким образом, что звонарю не видно входящих, я смотрю в сторону города. А потому на колокольне мы работаем вдвоем, один - звонит, второй – наблюдает за всем происходящим и координирует работу первого, - рассказывает Тимофей.

Есть у нашей колокольни и еще одна особенность. Большинство из них, на которых мне довелось побывать, устроены так, что звонарь стоит. У нас же звонарь сидит. Сделано это с одной единственной целью – сделать работу звонаря проще, чтобы он чувствовал себя удобно.

- Кстати, почему-то именно на Урале, чаще всего встречаются «сидячие» колокольни. Почему? Ответа на этот вопрос у меня нет, - говорит Тимофей. – А вообще каждый звонарь обустраивает колокольню, как говорится, «под себя», с учетом архитектурных ее особенностей. Так что колокольни – в чем-то уникальны, устроены по-разному, колокольный развес разный, да и звон, разумеется, тоже.

Красный – значит красивый

Кстати, собственно о звонах. Оказывается, что существует их превеликое множество: для каждого дня (постного, буднего, праздничного), для каждого таинства и времени суток.

- Повседневно в нашем храме трудится один звонарь – либо я, либо Андрей. Однако по большим праздникам трудимся вдвоем, - рассказывает Тимофей. - Так будет и на Пасху. Более того, в этот день, когда христиане вспоминают и воспевают чудо воскрешения Господня, звону полагается быть «красным», то есть красивым. Вообще красный звон отличается от прочих тем, что в нем принимают участие все имеющиеся колокола, у него другой ритм, другое звучание, а звонарям полагается раскрыть все свое мастерство и продемонстрировать все свои умения. Но чистой техникой дело не ограничивается. Праздник Пасхи - это не только куличи и крашеные яйца, не только окончание Великого поста, это, прежде всего, праздник духовный. В этот день душа радуется. Естественно, это состояние души находит свое отражение и в звоне, а потому и становится он красным.

Под конец решаюсь задать Тимофею самый главный вопрос:
- Так что же необходимо для того, чтобы стать звонарем?
- Сложный вопрос. Пойду от противного и скажу так, что звонарем никогда не сможет стать человек, не живущий церковной жизнью. Нельзя относиться к этому делу, как к повседневной работе. Звонарь не просто проводит в день несколько часов своей жизни на колокольне – он призывает людей к молитве. А как призывать, если сам не веруешь и не молишься? А если вера есть, то, с Божьей помощью, все получается, - завершает нашу беседу Тимофей.

@ www.pervo.ru